Главная Практика гипноза


Гипноз. Практика гипноза

Введение в практику гипноза

Общие рекомендации для проведения гипноза

Практика гипноза

В какой мере гипнотизер может изменять свое поведение, находясь лицом к лицу с пациентом? Существенные, глубокие изменения вряд ли возможны, но поверхностно, в плане «видимого», гипнотизер может варьировать поведение в определенных пределах и, оставаясь одинаково доброжелательным, быть более или менее властным или либеральным, в большей или меньшей степени тяготеть к отцовскому или материнскому образу.

Среди прочих возможных предлагают следующие четыре варианта поведения:

  • неоспоримый авторитет – когда гипнотизер как бы нисколько не сомневается в успехе внушения;
  • интеллектуальный подход – когда гипнотизер объясняет все, что делает;
  • эмоциональный подход – при котором гипнотизер может использовать потребность пациента в симпатии, хорошем самочувствии и безопасности;
  • пассивный подход – когда гипнотизер заверяет, что ничего не может сделать без помощи пациента, создавая у него тем самым впечатление, что тот все делает сам.

В этом отношении трудно дать точные указания и рекомендации. Безусловно, выбору тактики поведения поможет ознакомление с личностью гипнотизируемого, которое происходит во время подготовительной беседы. Однако следует отметить, что особенно важную роль играет здесь интуиция психолога-гипнотерапевта. Разумеется, на поведение гипнотизера окажет влияние и личность гипнотизируемого, пробуждая контртрансферентные отношения. В любом случае еще до начала словесного общения необходимо создать атмосферу взаимного доверия, которое должно усилиться в процессе подготовительной беседы. Такая беседа проводится после сбора анамнеза, в ходе которого должен быть поставлен диагноз и (по возможности) определены показания к гипнотической психотерапии.

Подготовительная беседа. Содержание такой беседы, разумеется, должно определяться уровнем культуры клиента. Выясняют, что ему известно о гипнозе. Необходимо рассеять все опасения, предрассудки и ложные представления о гипнозе, которые могли создаться у гипнотизируемого. Так, например, если он присутствовал на сеансах гипноза в мюзик-холле, ему надо объяснить, что лечение, которому его подвергнут, ничего общего с этим не имеет. Ему незачем бояться быть осмеянным. Его не превратят в автомат, он сможет полностью распоряжаться своей волей. Если он будет сопротивляться гипнотизации, эффекта не будет, но даже если он поддастся гипнозу, у него все время будет сохраняться активная роль. Он должен в этом случае сотрудничать с психологом.

После того как рассеются страхи и ошибочные представления у клиента, гипнотизер должен разъяснить ему, в чем состоит гипноз. Но гипноз трудно поддается точному определению, поскольку он связан с жизненным опытом, который оказывается разным у каждого гипнотизируемого. Гипнотизер должен прибегать к помощи сравнения. Он может объяснить, что речь идет о состоянии, промежуточном между бодрствованием и сном, состоянии, возникающем обычно каждый вечер перед тем, как наступает сон, и продолжающемся совсем недолго, но которое теперь предстоит продлить. Можно также сказать, что гипноз напоминает состояние, когда видят сон и знают, что это сон. В таком состоянии клиент продолжает общаться только с гипнотизером. Эту избирательную связь можно иллюстрировать следующим примером: спящая мать не слышит никаких шумов и тем не менее отзывается на самый слабый крик своего ребенка.

Можно добавить, что все люди в какой-то мере восприимчивы к гипнозу. Некоторые при этом чувствуют только легкую дремоту, тогда как другие быстро впадают в состояние глубокого транса. Амнезия вызывается не обязательно; если пациент постарается, он сможет вспомнить то, что происходило во время сеанса.

Надо сказать, что среди клиентов, обращающихся к гипнотизеру, бывают иногда и такие, кого привлекает исключительно «магическая» сторона гипноза и кто предпочитает обходиться без объяснений. Такое положение, естественно, претит гипнотизеру, который видит, что его вмешательство теряет научный характер, а сам он уподобляется знахарю или артисту. Тем не менее, если такая роль благоприятна для клиента, гипнотизер не должен от нее отказываться. Хотя подобная роль может создать аффективные трудности для терапевта.

Тесты внушаемости. Такое тестирование в технике гипноза осуществляется после подготовительной беседы и предшествует собственно индукции. Существование связи между внушаемостью и восприимчивостью к гипнозу является спорным. Еще не доказано, что внушаемые субъекты более гипнабельны, чем другие. Тем не менее данные тесты призваны помочь пациенту поверить в свою способность получать внушения. Опишем три таких теста, которые используются в повседневной практике: скорее прием, нежели тест, Констамма (Kohnstamm), тест качания (Body-Sway Test) и тест сжатых рук (Hand Clasp Test).

Прием Констамма. Гипнотизируемому предлагают встать боком к стене и тыльной стороной сжатой в кулак кисти опереться изо всех сил о стену. Глаза должны быть закрыты. В течение минуты (примерно) психолог дает клиенту следующие указания: «Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы плеча, руки». После этого он просит больного отойти от стены и свободно опустить руки. Чаще всего рука, которая работала, сама собой поднимается, нередко даже описав угол 90°. Клиенту объясняют, что испытанное им расслабление и спонтанное движение руки похожи на расслабление и ощущение подчинения внешним силам, которые он должен снова испытать во время гипнотической индукции.

Тест качания. Гипнотизируемый держит ноги сдвинутыми, корпус – выпрямленным, взгляд фиксирует точку на потолке прямо над его головой. Гипнотизер, стоя позади клиента, просит его закрыть глаза, сохраняя прежнее положение. Затем он дает указания: «Я хочу оценить вашу способность к релаксации (расслаблению). Я положу руки вам на плечи». Сделав то, о чем говорил, гипнотизер добавляет: «Теперь я обопрусь руками на ваши плечи, и вы почувствуете силу, которая тянет вас назад, ко мне. Не сопротивляйтесь, я вас удержу, когда вы будете падать. Вы падаете, падаете, падаете, вас тянет назад… вы падаете, падаете».

В этот момент гипнотизер отнимает руки и гипнотизируемый начинает качаться. Если он этого не делает, гипнотизер снова кладет руки ему на плечи и заставляет гипнотизируемого раскачиваться то вперед, то назад, обращая его внимание на то, что он сопротивляется, и прося не напрягаться. Гипнотизер снова внушает клиенту падать назад и внезапно отнимает руки. Как только пациент начинает качаться, внушение становится энергичнее: «Вы падаете назад, вы падаете, падаете, вы падаете назад, назад, я вас удержу, когда вы будете падать».

Конечно, необходимо, чтобы гипнотизер на самом деле был в состоянии удержать гипнотизируемого.

Тест сжатых рук. Если речь идет о воздействии на группу клиентов, то предпочтительным является именно этот тест. Гипнотизер просит клиента, сидящего на стуле, сильно сжать одну руку другой. Он показывает, как это надо сделать, и говорит: «Я хочу, чтобы вы на минуту закрыли глаза и фиксировали тиски, тяжелые металлические тиски, губки которых сжимают болт. Представьте, что ваши руки – это губки тисков. Я начну считать от одного до пяти. Во время счета ваши руки будут сжиматься все сильнее, все сильнее и сильнее. Когда я дойду до пяти, ваши руки сожмутся настолько, что их будет трудно или невозможно разъединить. Один, сжимайте; два, сжимайте, сжимайте еще, еще, еще; три, сжимайте очень сильно, ваши руки соединены одна с другой; четыре, ваши руки скованы очень сильно, очень сильно; пять, они так скованы, что, если вы попытаетесь их разъединить, они останутся скованными до тех пор, пока я не дам распоряжения их разжать. Теперь разжимайте их медленно».

Индукция. Прежде чем описывать технику индукции, надо определить картину гипнотических стадий. Между состоянием бодрствования и глубоким трансом существует целая гамма промежуточных состояний. В настоящее время говорят о легком, среднем и глубоком гипнозе. С целью определения восприимчивости к гипнозу устанавливались разные шкалы, ценность которых, конечно, весьма относительна из-за лабильности и субъективности феноменов. Наиболее часто используется шкала Дейвиса и Хусбэнда, содержащая 30 ступеней (см. таблицу).

Первый вопрос, возникающий при применении индукции, касается положения пациента – должен ли он лежать или сидеть в кресле. Здесь не существует определенного правила. Некоторые врачи всегда используют только одно из этих положений, другие – оба. Большинство больных относятся к этому безразлично. Однако, как показывает опыт, некоторые тревожные больные чувствуют себя лучше, если сидят в кресле. Другие же предпочитают лежать. Некоторые врачи считают, что положение лежа наиболее благоприятно, ибо оно способствует релаксации и ближе к позе спящего.

Таблица

Шкала Дейвиса и Хусбэнда

Глубина Ступень Симптомы
Невосприимчивые 0
Гипноидность 1 2 3 4 5 Релаксация. Мигание. Закрывание глаз. Полное физическое расслабление
Легкий транс 6 7 10 11 Каталепсия глаз. Каталепсия конечностей. Ригидная каталепсия. Анестезия (типа перчаток)
Средний транс 13 15 17 18 20 Частичная амнезия. Постгипнотическая амнезия. Изменения личности. Простые постгипнотические внушения. Кинестетические иллюзии, полная амнезия
Глубокий транс 21 23 25 26 27 28 29 30 Способность открывать глаза без изменения глубины транса. Постгипнотические фантастические внушения. Полный сомнамбулизм. Позитивные постгипнотические зрительные галлюцинации. Позитивные постгипнотические слуховые галлюцинации. Постгипнотическая системная амнезия. Негативные слуховые галлюцинации. Негативные зрительные галлюцинации


Какова бы ни была принятая поза, следует удостовериться, что пациент чувствует себя удобно. Ему предлагают принять совершенно свободную позу, чувствовать себя непринужденно, не делать никаких усилий, не проявлять сопротивления. Он не должен беспокоиться о том, что с ним дальше произойдет, но всему поддаваться.

После этого приступают собственно к индукции. Перед тем как описывать применяемые в настоящее время методы, напомним о технике гипноза, которую использовал Бернгейм еще в 1884 году. Он изложил ее в своей книге «О внушении в гипнотическом состоянии и в состоянии бодрствования». Ниже приведены внушения, которые он делал своим пациентам.

«“Смотрите на меня и думайте только о том, чтобы заснуть. Вы почувствуете тяжесть в веках, усталость в ваших глазах; ваши глаза увлажняются, мигают, взгляд затуманивается, веки опускаются”. Некоторые пациенты закрывают глаза и сразу же засыпают. Другим я повторяю, еще больше подчеркиваю сказанное, добавляю жест; характер жеста не так важен. Я держу два пальца правой руки перед глазами пациента и прошу смотреть на них пристально или обеими руками провожу несколько раз сверху вниз перед его глазами; или еще прошу пациента смотреть мне прямо в глаза и стараюсь в это время сконцентрировать все его внимание на мысли о сне.

Я говорю: “Ваши веки смыкаются, вы не можете их разомкнуть. Вы чувствуете тяжесть в руках и ногах; вы больше ничего не чувствуете, ваши руки неподвижны, вы ничего больше не видите; приходит сон”. И добавляю в несколько повелительном тоне: “Спите”. Часто это слово бывает решающим; глаза закрываются, больной спит.

Если пациент не закрывает глаза или не держит их закрытыми, я не заставляю его очень долго смотреть мне в глаза или на мои пальцы, ибо есть такие пациенты, которые без конца таращат глаза и сосредоточивают свое внимание только на этом, а не на мысли о сне; в подобных случаях успех скорее достигается при закрытых глазах. По истечении двух или самое большее трех минут я прикрываю веки или же медленно и осторожно опускаю их, скользя по глазным яблокам, все больше и больше закрывая их, имитируя таким образом естественное движение век в тот момент, когда человек засыпает; наконец, я держу их закрытыми, продолжая внушение: “Ваши веки слипаются, вы не можете их открыть; потребность спать становится все сильнее, вы больше не можете сопротивляться”. Я повторяю приказание, постепенно понижая голос: “Спите”. Почти всегда через 4 или 5 минут наступает сон. Это сон, вызванный внушением, образ сна, который я постепенно ввожу в мозг».

У одних пациентов легче добиться успеха, действуя мягко, с другими, не поддающимися такому внушению, лучше говорить резко, властным тоном, чтобы пресечь желание засмеяться или непроизвольное сопротивление, вызванное подобными приемами.

Иногда у лиц, кажущихся невосприимчивыми, можно добиваться успеха, только держа долго веки клиента опущенными, принуждая его к молчанию и неподвижности, говоря непрерывно и повторяя одни и те же формулы: «Вы чувствуете оцепенение, онемение, руки и ноги неподвижны, вы ощущаете тепло в веках; нервная система успокаивается, у вас нет больше воли; глаза остаются закрытыми; вы засыпаете» и т. д. После 8—10 минут такого длительного слухового внушения пальцы убираются, глаза остаются закрытыми; гипнотизер поднимает руки клиента, они остаются в воздухе; это каталептический сон.

Далее мы рассмотрим уроки для изучения и освоения гипноза.

Базовые уроки и упражнения в гипнозе

1-й урок: Слова для мгновенного наведения транса

Восемь слов для мгновенного наведения транса – это то, что всегда привлекает внимание новичков. Наведение с помощью восьми слов является простой адаптацией наведения с помощью падающей руки, единственная разница – то, что в данном примере есть восемь предопределенных слов, которые делают процесс более привлекательным и легким для выполнения новичком.

Итак, вообразите возможность загипнотизировать кого-либо с помощью всего восьми слов. Звучит заманчиво, не правда ли?

Вот те самые восемь слов: «Положите свою руку на мою, закройте глаза, спите

Теперь давайте разберем в этом уроке гипноза, как использовать эти восемь слов для наведения транса. Исполнение настолько же просто, как и словесное содержание.

Во-первых, необходимо, чтобы человек дал свое согласие, это этический момент. Как только вы получите согласие, можете начать наведение.

  • Поместите свою руку ладонью вверх перед клиентом.
  • Попросите, чтобы человек медленно положил свою руку сверху.
  • Давление сверху должно соответствовать сопротивлению вашей руки.
  • Попросите, чтобы человек закрыл глаза.
  • Как только это сделано, быстро уберите свою руку.
  • Дайте команду спать.
  • Углубляйте состояние.

Последние три шага должны выполняться мгновенно, без ожидания, остановок или удивления, вы должны быть уверены, что это работает.

Помните, что это наведение транса не имеет никакого отношения к углу наклона рук, силе давления и тому подобным аспектам. Это простое наведение, не усложняйте его. Будьте уверены в своих действиях, и это будет работать.

2-й урок: Гипноз без слов

Наведение транса без слов заключается в следующем. Вы объясняете клиенту, что необходимо повторять то, что вы делаете, и помещаете свои руки перед собой. Как только он это тоже сделает, медленно переносите свои руки до уровня глаз, обращая внимание на малейшее перемещение, каждое сближение рук и перемещение одной руки относительно другой выше или ниже. Это очень важно для подсознания. Удостоверьтесь, что клиент смотрит все время на один из пальцев, проверьте и убедитесь: все его внимание сосредоточено там. Теперь, когда обе его руки вместе, вы можете одним быстрым движением опустить руки клиента на колени, что мгновенно погружает его в гипнотическое состояние.

3-й урок: Гипноз трех рукопожатий

Этот урок довольно просто понять и изучить, выполняя простые шаги.

Наведение гипноза основано на силе ожидания и ассоциации. Вы пожимаете руку, первые три раза объясняя, что клиент должен чувствовать. При первом рукопожатии вы говорите, на чем он сосредоточит свое внимание, при втором – что он должен закрыть глаза, и на третьем – он глубже погружается в состояние гипноза.

Затем, как только вы объяснили, что необходимо делать и чувствовать, начинайте эффективную часть наведения, пожимая руку пациента и повторяя вышеупомянутое. При третьем рукопожатии вы произносите команду «Спать!», сопровождаемую углублением трансового состояния.

4-й урок: Наведение гипноза движениями рук

Единственное отличие между этим наведением гипноза и наведением пальцами в том, что в этом случае, вместо того чтобы сосредотачивать внимание клиента на своем пальце, вы совершаете движения пальцами перед ним и просите следовать за этим движением.

5-й урок: Наведение гипноза пальцами

Базовое условие – получить разрешение от клиента.

Попросите его сосредоточиться на вашем пальце. Используйте свою вторую руку, чтобы держать и произвольно двигать рукой клиента, таким образом создавая диссоциацию и замешательство, помогающие наведению гипноза. Затем одновременно бросьте руку, немного вытянув ее вниз, и дайте команду «Спать!», сопровождаемую соответствующим углублением транса.

6-й урок: Гипноз вытянутой руки

Наведение транса вытянутой рукой – один из самых популярных способов погружения в гипноз, когда используется фактор неожиданности и ожидания одновременно, что дает мощный эффект. Существует много вариантов данного урока, которые не рекомендуется практиковать, главным образом потому, что это не должно представлять угрозы для шейного отдела позвоночника, плечевых или локтевых суставов.

В нашем уроке наведение гипноза безопасно, просто и легко выполняется и не нуждается в приложении силы.

  • Получите разрешение того, кто будет загипнотизирован.
  • Объясните, что необходимо следовать вашим указаниям, и попросите поставить ноги вместе (это также помогает разбалансировать человека для лучшего наведения транса).
  • Попросите, чтобы клиент смотрел вам в глаза, и укажите на глаз.
  • Смотрите друг другу в глаза, чтобы получился гипнотический взгляд (медленно расфокусируйте свой взгляд, как будто смотрите за человека).
  • Заметьте момент, когда все внимание клиента направлено на вас.
  • Положите одну руку позади головы клиента.
  • Потяните его за руку так, чтобы разбалансировать, при этом его ноги остаются вместе.
  • В тот же момент произносите команду «Спать!», тем самым углубляя транс.

7-й урок: Прикосновение к лицу

Протяните свою руку, как будто собираетесь пожать руку вашему клиенту. Как только он протянет свою руку к вашей, уберите свою и схватите его за запястье, быстро поднимая руку раскрытой ладонью перед его глазами. Указательным пальцем другой руки укажите точку на его ладони, куда следует смотреть. Используя силу ассоциаций, попросите, чтобы он заметил, как рука приближается к глазам. При этом глаза начинают расфокусироваться, становится трудно сохранить их открытыми до момента, когда рука касается лица, и глаза сами собой закрываются. Наступает состояние гипнотического транса, который вы можете углублять и развивать.

Все другие версии этого метода выполняются точно так же.

8-й урок: Концентрация взгляда

Этот урок для самого гипнотизера. Нарисуйте на белом листе бумаги круг размером с копеечную монету. Повесьте лист бумаги на стену так, чтобы точка находилась на уровне глаз, когда вы сядете на стул.

Пристально смотрите на точку, как будто собираетесь прожечь ее взглядом. Смотрите до тех пор, пока не появятся слезы. Прекратите упражнение. Перенесите его на вечер, если занимались утром, и наоборот.

Когда смотрите на точку, представьте, как из ваших глаз исходят лучи – они должны сходиться в центре точки. При этом ощущайте самого себя, чувствуйте всю мощь своего тела, вкладывайте всего себя в эти лучи.

Цель данного урока – умение концентрировать взгляд на одной точке.

Где бы вы ни находились, в каких бы обстоятельствах ни оказались, смотрите пристальным, концентрированным в одной точке взглядом.

Смотрите не мигая, иначе «поток флюидов» будет прерываться и взгляд потеряет силу.

Окружающие вас люди и животные будут чувствовать такой взгляд даже спиной. Многим людям будет нелегко оторвать свой взгляд от ваших глаз.

Однако вы должны не просто таращить глаза, а очаровывать, как змея. Поэтому вкладывайте во взгляд чувство. Теперь это ваш взгляд, взгляд гипнотизера.

9-й урок: Усыпление пассами

Это один из древнейших методов гипнотизации. Он также с успехом применяется в лечебно-оздоровительных целях как профессиональными целителями, так и любителями. Видоизменение его называется бесконтактным массажем.

Пассами называются однообразные медленные движения ладоней гипнотизера вдоль тела гипнотика или пациента от головы до коленей. Ладони располагаются на расстоянии нескольких сантиметров от тела, перемещаются плавно и мягко, без резких движений, они находятся в расслабленном состоянии, ладони как бы есть, и в то же время их как бы нет.

Это очень важное ощущение для гипнотизера или экстрасенса, которое достигается с практикой. Способ базируется на биоэнергетическом воздействии гипнотизера (целителя) на гипнотика (пациента). Чем более мощным оно окажется, тем эффективнее будет результат. Руки в этом случае оказываются инструментом и проводником биоэнергии, для этого они должны быть соответствующим образом подготовлены.

Безусловными требованиями к рукам являются:

  • отсутствие на них колец, браслетов, часов, цепочек, резинок и прочего, что затрудняет кровоток;
  • их идеальные чистота и сухость;
  • разогрев до тепла перед сеансом.

Как разогреваются руки? Существует несколько способов. Простейшим является энергичное растирание ладоней одна другой. Для того чтобы ладони стали горячими, требуется более двух десятков движений. Скорость разогрева у каждого индивидуальна и зависит от темперамента и состояния гипнотизера (целителя), темпа и силы движений, времени года и суток. Не следует проводить сеанс, будучи нездоровым, в плохой физической форме, не уверенным в своих силах. Это может привести к истощению биоэнергетики, нулевому результату или даже вреду для гипнотика (пациента).

Другой распространенный способ разогрева ладоней: пальцы и ладони сводят вместе на уровне груди и при этом плотно прижимают друг к другу. Затем с сопротивлением, опираясь на кончики пальцев, разводят ладони в стороны. В углублении между ними ощущайте упругий комок или шарик. Разводите медленно ладони в стороны. При этом комок или шарик пусть остается на месте.

Эти действия полезно сопровождать самовнушением по следующей схеме: «Мои пальцы наполняются теплотой. Теплота появляется в центре каждой ладони и кончиках всех пальцев. Тепла все больше и больше. Оно обжигает мои руки. Тепло начинает стекать с моих ладоней и пальцев».

С течением времени необходимость в самовнушении и манипуляциях с ладонями и пальцами может отпасть. Достаточно будет быстро свести руки перед грудью на 5—10 см и представить комок или шарик между ними. Вслед за этим появится ощущение тепла в руках. Некоторые вместо комка или шарика представляют разноцветный жгут наподобие радуги. Китайские мастера цигун, например, могут делать жгут видимым для посторонних.

Еще одним способом является растирание ладоней об энергонесущие части собственного тела. Такими частями могут быть бедра, бока, голова, грудь, предплечья… У каждого человека есть такая часть тела, обладающая самым высоким биоэнергопотенциалом. Определить ее можно опытным путем. Появление ощущения покалывания в кончиках пальцев и ладонях является целью тренировок по разогреву рук. При этом не следует забывать о концентрации внимания на ладонях.

Разогрев руки, можно начинать сеанс усыпления.

Положите гипнотизируемого на диван или усадите на стул в удобной для него позе. Предложите ему расслабиться и успокоить мысли. Если их трудно остановить, пусть они свободно текут в голове, как вода в реке. Объявите, что сейчас будете его усыплять. Медленно, не говоря больше ни слова, проводите ладонями вдоль тела гипнотика, начиная с головы и опускаясь до колен. Гипнотик должен через одежду чувствовать исходящее от ваших ладоней тепло, движение воздуха, легкое покалывание и, вероятно, что-то еще, нам не известное.

Эти слабые раздражители через 10–15 минут приведут к торможению в коре головного мозга, замедлению кровообращения во всем теле и измененному состоянию сознания. Убедиться в этом можно по выражению глаз гипнотика, замедленной мимике, ровному, как у спящего, дыханию. Можно также поднять его руку и зафиксировать в вертикальном положении на 1–2 секунды. Если она останется в таком положении, значит, нужное состояние уже близко.

10-й урок: Усыпление блестящим предметом

Усадите пациента на стул, в кресло, положите на диван. Решительным уверенным тоном скажите ему, что сейчас он будет 5 минут смотреть на блестящий предмет. Предупредите, что через некоторое время он почувствует, как его веки начнут тяжелеть, по телу разольется приятная истома и возникнет сонное состояние.

Можно сделать дополнительное внушение на расслабление мышц и общее успокоение. Некоторое время спустя уверенным тоном скажите гипнотику, что блестящий предмет с каждым мгновением притягивает его взгляд все сильнее и сильнее. Становится трудно отвести глаза. Веки наливаются тяжестью. Нарастает желание забыться во сне… Глубоком сне… Дайте возможность гипнотизируемому смотреть еще 5 минут на блестящий предмет. Почти каждый за это время закроет глаза и незаметно для себя уснет. Если же этого не произойдет, мягкими и осторожными движениями сами закройте веки пациенту и скажите: «Спите… Спите спокойно… вы погружаетесь в сон… только сон… Глубокий освежающий сон…»

Говорите медленно, четко, негромко, уверенно, стараясь передать свои ощущения сна и представляя пациента спящим. Чем сильнее будут ваши чувства и ярче «картинка», тем лучше окажется результат.

Этот древний метод усыпления связан с объектом фиксации глаз пациента – блестящим предметом. Это может быть все, что угодно, лишь бы оно ярко блестело ровным светом и отражало взгляд. Золото, серебро, драгоценные камни отчасти поэтому имеют притягательную силу. По этой же причине нелегко отвести глаза от яркой звезды или планеты, сверкающей под солнцем реки, лунной дорожки на море и т. п. Все блестящее завораживает и очаровывает нас. Это объясняется тем, что появление в поле зрения светящейся поверхности вызывает нарушение работы глаза. Контрастная чувствительность, острота зрения, быстрота восприятия, устойчивость ясного видения нарушаются. Блеск в той или иной степени ослепляет. Возникает потребность закрыть глаза. А с закрытыми глазами недалеко до сна… Этим явлением успешно пользовались маги древности, с успехом применяют его практикующие врачи и целители и сегодня.

Наилучшие результаты достигаются, если блестящим предметом является металлический или стеклянный шарик размером с куриное яйцо или меньше, лучше всего, если это будет круглый отполированный хрустальный шар диаметром около 8 см. Пользуясь подобным шаром, Нострадамус составлял свои знаменитые катрены, а Калиостро устраивал нашумевшие сеансы ясновидения. Граф собирал детей от семи до пятнадцати лет, вводил их в гипнотическое состояние и задавал вопросы об отсутствующих людях, событиях, происходящих на далеком расстоянии, будущем и т. д. Точность полученных ответов поражала современников и до сих пор не нашла удовлетворительного объяснения. Даже самые заядлые скептики не могли и не могут доказать, что это было мошенничеством.

Похожий на хрусталь кварц маги считают застывшим светом. Его любят шаманы и никогда не расстаются с кусочком грубо обработанного камня на шее. Считается, что шаман потеряет силу, если лишится кварца. Кристаллы кварца растут. Созерцать процесс их роста – быть очевидцем иной жизни, ибо считается, что на нашей планете есть две формы бытия – белковая, к которой принадлежат люди, флора и фауна, и минеральная… Роль магических хрусталя и кварца могут выполнять и наши глаза. Смотрящие пристально, не мигая, с истекающей из них психической энергией колоссальной силы, они производят неизгладимое впечатление. Нет, наверное, на свете людей, которые бы хоть раз в жизни не испытали силы такого взгляда или сами не оказали им воздействия на кого-либо. Иным подобный взгляд дается от природы. Но его можно и выработать способами, о которых уже говорилось.

11-й урок: Усыпление по Л. Левенфельду

К началу XX столетия метод вербального (словесного) гипноза окончательно принял современные черты. Вот, например, как использовал его известный в то время немецкий исследователь и практик гипноза Л. Левенфельд. Гипнотизируемому, расположившемуся на диване или в кресле, он говорил:

«Лежите спокойно и не заботьтесь ни о чем. Вами все больше и больше овладевает чувство покоя, приятного, удобного покоя. Все нервы, все члены, все тело успокаивается. Голова устает все больше и больше. Усталость все больше возрастает – руки, ноги, все тело становятся усталыми, тяжелыми, вялыми. Усталость переходит и на глаза. Глаза тяжелеют, устают все больше и больше. Зрение становится все туманнее, все слабее. Глаза устали совсем, совсем отяжелели. Веки опускаются все ниже и ниже, смыкаются все больше и больше и вот теперь совсем закрываются (при этом внушении объект фиксации – рука гипнотизера – постепенно опускается. Если глаза гипнотизируемого при этом не закрываются произвольно, ему дается знак закрыть их). Глаза закрыты совсем, усталость и сонливость растут. Во всем теле становится все спокойнее и все тише. Дыхание медленное, спокойное, ровное. Сердце бьется спокойно и медленно, в голове все спокойнее и спокойнее. Мысли исчезают, становятся все более и более вялыми, их все меньше и меньше. Вот они уже начинают путаться. Все путается в голове, все стирается, все исчезает. Вами все больше и больше овладевает дремота. Вы тихо и спокойно засыпаете. (Последние фразы произносятся все более пониженным голосом, который в конце концов переходит в шепот.) Вам становится все приятнее и приятнее. Сонливость, забытье растут все больше и больше. Вы не думаете ни о чем больше, ни о чем не заботитесь, ничего не знаете. Вы не видите ничего. Слышите только невнятно и как будто откуда-то издалека. Вы ничего не чувствуете. Сознание исчезает куда-то. Вы все крепче и крепче засыпаете. Сон ваш все глубже и глубже, все крепче и крепче. Вы засыпаете спокойно и сладко. Вы спите спокойно и крепко».

12-й урок: Усыпление по А. Форелю

Метод швейцарского исследователя А. Фореля применялся в конце XIX века.

Пациента усаживают в кресло, заставляют смотреть в глаза гипнотизеру в течение нескольких секунд или, в крайнем случае, 2 минут и заявляют громким и уверенным, но несколько монотонным голосом, что у него все идет превосходно, что глаза его становятся влажными, веки тяжелеют, он чувствует приятное тепло в ногах и руках. Вслед за этим заставляют его фиксировать два пальца (большой и указательный) левой руки (гипнотизера), которые затем незаметно мало-помалу опускаются, чтобы выполнить опускание век.

Если веки опускаются, то цель достигнута. В противном случае пациенту говорят: «Закройте веки». Вслед за тем поднимают руку пациента, прислоняют ее к стене и говорят, что она оцепенела. Лучше всего тут же заявить ему, что кисть этой руки непреодолимо притягивается к голове. Если это не достигается, то слегка помогают этому, внушая определенно и убедительно, в то же время внушают исчезновение мыслей, послушность нервов, благосостояние, спокойствие, дремоту.

Как только замечают, что одно из внушений начинает действовать, тотчас же стараются это использовать, подчеркивают и предлагают пациенту подтвердить это кивком головы. Каждое подтвержденное внушение является вначале значительным активом, который необходимо использовать для дальнейших внушений: «Смотрите, как это прекрасно действует! Вы крепче засыпаете. Ваша рука цепенеет все больше, вы уже не можете ее опустить!» Если пациент делает успешную попытку, ему препятствуют в этом и заявляют решительно: «Нет-нет, когда вы хотите ее опустить, она сама поднимается к голове! Вы видите, я все больше притягиваю ее к голове!» Так продолжают и далее, до достижения желаемого результата.

13-й урок: Усыпление по Фогту

В отличие от своих современников, Фогт применял метод повторного усыпления. Метод заключался в нескольких коротких гипнотизациях, прерываемых пробуждениями. Если коллеги Фогта стремились к немедленному усыплению, то он, наоборот, эту цель отодвигал на будущее. Добившись легкой гипнотизации, он через короткое время пробуждал пациента и спрашивал о результатах внушения и с учетом ответов проводил повторную гипнотизацию.

После пробуждения и расспросов Фогт осуществлял третью гипнотизацию и т. д. Точно сообразуя внушение с индивидуальностью пациента, дозируя внушение, повторяя и усиливая его по мере необходимости, видоизменяя методы гипноза, он тем самым добивался прекрасных результатов. Даже неподдающихся гипнозу, вернее поддающихся с большим трудом, Фогт нередко усыплял с первого раза.

Приемы быстрого наведения гипноза

Наряду с базовыми гипнотехниками следует рассмотреть и конкретные приемы, которыми можно дополнить или заменить ранее упомянутые методы гипноза.

Напомним, что успех быстрого гипнотизирования зависит от того, насколько пациент вам доверяет и готов ли он погрузиться в транс, а также от вашего опыта и умения по внешним признакам определять, развивается ли состояние транса у находящегося перед вами человека.

Прием 1. При этом варианте поведения гипноза не используются пассы. Несколько человек садятся в специально предназначенном для того месте и произносят вполголоса имя одного из богов. Гипнотизер садится в середину круга. Через некоторое время медиум становится нечувствителен и, пробыв в этом состоянии 15 минут, начинает говорить. Ему задают вопросы, на которые он отвечает. Скоро это состояние переходит в бессознательное, которое затем понемногу исчезает, а медиум возвращается в обычное состояние.

Прием 2. Этот прием при посредстве некоторых танцев используется в Центральной Индии. Собираются несколько лиц и, танцуя, сосредотачивают свои мысли на одном желании, обращая их к главе собрания. Как только мистический танец окончен, этот человек впадает в состояние прострации, в продолжение которого его глаза полуоткрыты. Сосредоточение переносится на медиума одним из присутствующих, и на предложенные вопросы медиум отвечает, пока находится в трансе. Этот способ практикуется дикими племенами.

Прием 3. В этом приеме гипнолог вытягивает пальцы и водит руками вокруг головы субъекта, наблюдая, чтобы пальцы проходили перед глазами. Это повторяют несколько раз, пока глаза субъекта не закроются и человек не войдет в состояние гипноза. Часто и через правильные промежутки времени, насколько возможно, гипнолог дует на лоб пациента, в точку между глазами. Когда субъект впадает в глубокий сон, ему предлагают вопросы, на которые он отвечает.

Прием 4. Йоги и факиры Индии практикуют гипнотический сон, сосредотачивая свое внимание на кончике носа, на этой же точке должны быть сосредоточены мысли – этот прием помогает сосредоточению ума и позволяет избавиться от посторонних мыслей. Субъект должен сидеть в удобном положении и сохранять это положение, в то время как гипнотизер делает нисходящие пассы около лба. С помощью этого приема гипноз наступает очень быстро. Это важный прием для приведения самого себя в гипнотическое состояние.

Прием 5. В гипнотический сон приводят дуновением на точку между глазами пациента – этот очень важный центр в учении йогов. Надо внушить пациенту, чтобы он поддавался сну и не противодействовал своему желанию. Для дуновения предпочтительнее употреблять маленькую трубку, а не дуть одними губами.

Прием 6. Субъект должен сидеть удобно и повторять едва слышным голосом, например: «Я сплю, я сплю…» и т. д. В то же время гипнотизер делает пассы перед глазами пациента, веки у субъекта тяжелеют, он впадает в глубокий сон.

Прием 7. Предположите, что существует магнетический флюид, сосредоточенный между бровями, схватитесь за этот воображаемый флюид кончиками пальцев и притяните голову пациента к себе несколько раз. Чувственный субъект очень хорошо поддается этому, постепенно тяжелеет и впадает в состояние гипноза.

Прием 8. Дотроньтесь слегка кончиками пальцев до спины субъекта и сосредоточьте мысль на том, что он должен дотронуться до какого-нибудь предмета в комнате. Человек пойдет к нему медленно, с закрытыми глазами. Гипнотизер должен следовать за субъектом шаг за шагом, держа пальцы в соприкосновении с его спиной. Субъект не замедлит притронуться к назначенному предмету. После этого гипнотизер внушает субъекту открыть глаза, что обыкновенно и происходит немедленно.

Прием 9. Скажите субъекту, чтобы он сел на стул прямо, положите ладонь правой руки ему на голову, а левой делайте пассы по позвоночнику, внушая в то же время, чтобы субъект впал в состояние гипноза. Чувствительный человек тотчас же поддается.

Прием 10. Субъект и гипнотизер должны взаимно фиксировать друг друга взглядом прямо в глаза. При этом субъекту должно быть предложено закрывать веки так часто, как это делает гипнотизер, и останавливаться, следуя приказанию, которое дает ему гипнотизер. Проделать это нужно приблизительно в течение 5 минут. Затем субъект должен получить решительное приказание закрыть глаза и держать их закрытыми до тех пор, пока ему не будет сделано внушение о том, что он может их открыть.

Прием 11. Фиксируя некоторое время глаза субъекта, скажите ему с большим спокойствием и уверенностью, что он навсегда лишен возможности закрыть глаза и что они постоянно будут открыты согласно вашему внушению. Субъект не сможет закрыть глаза. Если он их закроет, внушите ему, что он не сможет больше их открыть.

Прием 12. Один из распространенных приемов хатха-йоги – повернуть язык вверх против нёба и сесть удобно с полузакрытыми глазами. Нескольких пассов перед глазами и лицом субъекта будет достаточно, чтобы ввести его в гипнотическое состояние.

Прием 13. Попросить человека смотреть вверх – превосходное средство ввести его в гипнотический сон, особенно если при этом гипнолог помогает соответствующими внушениями. Веки отяжелеют, и субъект впадет в гипнотический сон очень быстро.

Прием 14. Заставьте субъекта произносить слово «сон» 70 раз подряд, с тем чтобы при каждом разе он закрывал глаза. Гипнотизер должен находиться здесь же и также произносить слово «сон» от 60 до 70 раз. К концу этой операции субъект будет в состоянии гипноза.

Прием 15. Погрузите кончики своих пальцев в очень холодную воду и начните легко скользить ими по всему лицу субъекта со лба, от волос, до конца подбородка так, чтобы указательный палец проходил по правому глазу, средний – по носу, а безымянный – по левому глазу. Повторите это несколько раз, внушая в то же время, что глаза субъекта закрываются, несмотря на его усилия держать их открытыми.

Прием16. Откройте печатную книгу перед субъектом, скажите, что он должен смотреть на каждое слово и разбирать его по слогам в уме медленно, причем внушите ему, что он заснет прежде, чем дойдет до последней страницы.

Прием 17. Возьмите железный прутик и медленно ударьте 100 раз по металлической вазе или какому-либо другому сосуду, все это время внушая субъекту, что он заснет, как только прозвучит сотый удар. Гипнолог должен стоять сбоку от субъекта и делать внушение повелительным голосом.

Прием 18. Возьмите гипнотический шар и держите его перед субъектом таким образом, чтобы в нем было видно отражение последнего. Субъект должен сосредоточить внимание на этом изображении и получать внушение, что его глаза уменьшаются и закрываются. Правая рука гипнолога должна быть положена на голову субъекта.

Прием 19. Гипнотизер должен сильно желать, чтобы субъект впал в гипнотический сон в назначенное время, что и должно быть внушено вслух. Часы необходимо поставить перед субъектом, предложив ему с большим вниманием фиксировать ход стрелок до назначенного времени.

Прием 20. Индусы-йоги производят гипнотические действия одновременно над несколькими лицами так: они просто проводят медленно палочкой перед глазами собравшихся, подходя для этого по очереди к каждому из них и двигая перед ними острым концом палочки. Лицо, на которое направлена палочка, немедленно впадает в гипноз. Гипнотизер в этом случае должен обладать очень сильной волей.

Прием 21. Сделайте пассы поверх стакана с чистой водой в присутствии субъекта и скажите ему, что если он выпьет эту воду, то сейчас же заснет. Затем посадите субъекта удобно и заставьте выпить воду. Сделайте несколько пассов в течение приблизительно 5 минут, и субъект заснет в очень короткое время.

Прием 22. С помощью воли, развитой в высшей степени, индусским йогам удается нейтрализовать физические и нервные действия. Субъекта сажают на стул и, приведя в глубокий гипноз, приказывают ему вытянуть руки, чтобы положить в них горячие угли, которые не смогут ни сжечь рук, ни оставить на них никакого следа. Уголья держат на руках загипнотизированного минут пять, в течение которых он не обнаруживает никаких признаков боли. Затем уголья снимают и присутствующие видят, что на руках нет ни малейших признаков ожога.

Прием 23. Середина лба, по философии йоги, есть один из психических центров. Проведите открытой рукой по лбу субъекта, внушая при этом, что он уснет в назначенное время. Сами же фиксируйте глазами часы, чтобы доказать, что сон наступит именно в то время, какое вы назначили.

Прием 24. Производя гипнотическое внушение, прикажите субъекту положить ладонь его руки на вашу и скажите ему серьезным и решительным тоном, что при всем с его стороны желании и старании он не может снять свою руку. И субъект не сможет снять руку, какие бы усилия ни прилагал.

Прием 25. Гипнотическое влияние может быть направлено на какую-либо известную часть тела и без приведения субъекта в бессознательное состояние. Для этого посадите субъекта на удобный стул и делайте пассы над той именно частью, которой желаете оперировать. Как только часть эта поддастся гипнозу, субъект теряет всякий самопроизвольный контроль над ней, мускулы остаются неподвижными, чувствительность совершенно теряется. Такое состояние продолжается до тех пор, пока влияние не удалено.

Прием 26. Посадите субъекта перед собой и заставьте его закрыть один глаз. Сделайте несколько пассов поверх закрытого глаза и внушите субъекту, что он не может открыть глаз. Чувствительный человек не сможет открыть глаз, даже если употребит для этого всю свою силу. Точно такого же результата можно достигнуть и с обоими глазами.

Прием 27. Заставьте субъекта закрыть глаза, предложив ему обратить внимание на удары маятника, тиканье часов или звук маленького колокольчика. В то же время внушайте ему, что он заснет. Часы или колокольчик должны быть постоянно удаляемы, пока звук их перестанет слышаться субъекту. Чувствительный человек потеряет сознание, как только перестанет слышать звук, на который ему было предложено обратить внимание.

Прием 28. Держите на некотором расстоянии от субъекта зажженную лампу и заставьте его попеременно то открывать, то закрывать глаза, внушая в то же время, что скоро он не сможет их открыть. Повторение этого процесса вызовет сначала утяжеление и усталость глаз, а немного позже они закроются, чтобы не открываться больше, – человек будет в состоянии транса.

Прием 29. В гипноз можно ввести окроплением субъекта магнетизированной водой и внушением ему в то же время, что эта вода имеет особые свойства, которые всегда приводят к нечувствительности. Посвященные Индии производят подобные эффекты посредством не только магнетизированной воды, но и пепла.

Прием30. Магнетический сон можно произвести, проводя вытянутыми пальцами по позвоночнику, начав пассы от шеи и спускаясь вниз. Это действие следует повторить несколько раз, причем субъект должен закрыть глаза. Пальцы при этом должны прикасаться непосредственно к коже.

Прием 31. Субъекту предлагают сесть, закрыть глаза и прикрыть их ладонью. Продержав его в таком положении некоторое время, следует внушить ему, что он должен впасть в глубокий сон. В то же время гипнолог свою волю должен сосредоточить на одном желании – привести субъекта в гипнотическое состояние. Если субъект чувствителен, то он заснет довольно быстро.

Прием 32. Один из приемов хатха-йоги, употребляемый в гипнотизме, состоит в том, что субъекта просят обратить глаза вверх, закрыть веки и сосредоточить внимание на одной точке внутри или вверху век, в то же время внушают субъекту, что он заснет от этой операции.

Прием 33. Дайте в руки субъекта зеркало и прикажите ему смотреть на его же глаза, отражающиеся в зеркале. Зеркало надо держать приблизительно в 25 см от лица гипнотизируемого. В большей части случаев субъект впадает в глубокий гипнотический сон.

Прием 34. Положите ладонь правой руки с вытянутыми пальцами на голову субъекта и попросите его смотреть вам в глаза, причем все время внушайте, что он заснет. Рукой вы должны постепенно все сильнее нажимать на голову субъекта, который вследствие этого вскоре закроет глаза. Этот прием очень действен, особенно для лиц, легко поддающихся гипнозу.

Прием 35. Попросите вашего субъекта глубоко вздохнуть шесть раз, это успокоит его и подготовит к гипнотическому сну. Затем сделайте несколько пассов перед глазами и грудью субъекта, не дотрагиваясь до его тела. Глаза субъекта постепенно закроются, и вскоре он заснет.

Прием 36. Возьмите круглый блестящий предмет, поводите им перед глазами субъекта на расстоянии приблизительно 15 см от его лица, увеличивая постепенно быстроту движений, потом вдруг уменьшите ее. Проделайте это несколько раз, и глаза субъекта станут безжизненными, постепенно закроются.

Прием 37. Чувствительный человек, будучи раз загипнотизирован тем или другим из описанных способов, очень легко может быть загипнотизирован второй раз простым повелительным словом, жестом или даже мысленно – волей. Выбрав такого субъекта, водите своей рукой с вытянутыми пальцами перед его глазами и внушайте ему, что он тотчас же впадет в гипнотический сон. Через 2–3 минуты субъект заснет.

Прием 38. Субъекту предлагают заткнуть себе уши пальцами, причем он услышит звук, похожий на звук падающих недалеко осколков стекла. Сосредоточив внимание на этих звуках, субъект заснет, не заметив даже, дано ли ему гипнотизером внушение – спать. Этот способ в большом употреблении в Индии у йогов.

Прием 39. Как известно, верх головы очень чувствителен, и в Индии его считают местом нахождения души. Индийские гипнотизеры вводят в гипнотический сон потрагиванием этого места кончиками пальцев.

Прием 40. Гипноз при посредстве пепла производится индийскими факирами так: субъекта удобно усаживают и внушают ему, что мистический пепел, приготовленный при жертвоприношении богам, вызовет сон. Затем прикладывают этот пепел ко лбу субъекта, делают несколько пассов, и человек впадает в гипноз.

Прием 41. Усадив субъекта с закрытыми глазами, поднесите зажженную свечу насколько возможно близко к его глазам, затем попеременно медленно то удаляйте, то приближайте свечу. Таким образом вы очень скоро приведете субъекта в гипнотическое состояние.

Прием 42. Нажмите на затылок субъекта тремя пальцами – все равно какими. Проделайте это с перерывами несколько раз, внушая субъекту, что он не будет в состоянии открыть глаза. Понемногу придет сон, а потом гипноз.

Прием 43. Индусские йоги практикуют гипнотическое могущество над чувствами зрителей, показывая им удивительные вещи. Например, загипнотизированный субъект сидит на стуле. Йог берет нож с блестящим лезвием в правую руку и взмахивает им перед глазами зрителей, гипнотизируя этим их зрение. Затем он приставляет лезвие ножа к сердцу субъекта, и пораженные зрители видят, как нож вонзился в сердце и кровь льется из открытой раны.

Прием 44. С помощью гипноза можно изменить чувство осязания, заставить считать холодную воду кипятком. Для этого берут ледяную воду и внушают субъекту, что вода очень горячая, затем вежливо предлагают ему опустить в эту воду руку. Загипнотизированный непременно выкажет знаки боязни и не сможет дотронуться до воды.

Прием 45. При успешно проведенном гипнозе можно заставить вполне ясно видеть с закрытыми глазами поставленные перед субъектом предметы, а также слышать звуки с закрытыми ушами. В данном случае чувства зрения и слуха под влиянием внушения функционируют совершенно правильно, хотя естественные пути для их функций устранены.

Прием толчка. Наведение гипнотического транса возможно и посредством замешательства. Хорошо известен старинный прием, применяемый эстрадными гипнотизерами. Гипнотизер подходит к краю сцены, и в тот момент, когда зритель ставит на нее ногу, он вдруг одной рукой легонько толкает зрителя в затылок, а публика думает, что гипнотизер хочет помочь ему подняться на сцену. Толчок наносится для того, чтобы вызвать у зрителя легкое замешательство. Не давая зрителю опомниться, гипнотизер ладонью другой руки крепко сжимает ему подбородок так, что получается новый толчок.

Это приводит к очередному замешательству, что вызывает измененное состояние сознания. В этот момент гипнотизер должен строго приказать: «Спать! Подчиняешься только мне! Выполняешь только мои приказания!»

При этих словах зритель обычно закрывает глаза или застывает на месте, находясь в состоянии глубокого гипнотического транса.

Личность эстрадного гипнотизера оказывает сильное влияние на зрителя, которое зависит не только от сказанных слов, но и от того, как они произнесены. Очень важно также и то, как ведет себя гипнотизер на сцене, как он одет. Его жесты и уверенность в себе могут влиять на эффективность внушения.

Прием рукопожатия. Пожатие руки – один из самых распространенных у нас социальных стереотипов, и прерывание этого стереотипа вызывает кратковременное замешательство, которое вполне можно использовать для наведения гипнотического транса. Замешательство застает человека врасплох, нарушая цепь его привычного поведения или логического рассуждения.

Вы стоите на расстоянии двух шагов от пациента. Протягивая руку вперед для рукопожатия, вы делаете шаг ему навстречу. Вы спрашиваете, как зовут пациента, а затем, обращаясь к нему по имени, предлагаете поздороваться и протягиваете свою правую руку вперед. Как только пациент протянет вперед свою правую руку, вы должны подхватить ее левой рукой и поднять ладонь пациента на уровень его глаз:

«…Будьте внимательны! Рука застыла!.. Это означает… что сейчас… вы можете узнать для себя…что-то очень важное…»

В это время вы плавно уходите из поля зрения пациента, становитесь сбоку и начинаете осторожно убирать свою левую руку от застывшей в воздухе правой руки пациента, делая следующее внушение:

«Обратите внимание на цвет вашей кожи… линии… бугорки… В то время… как ваша рука… медленно, бессознательно… опускается вниз… в ваших веках… появится усталость… тяжесть… или захочется моргнуть и закрыть их… Позвольте своей руке… опускаться вниз с той скоростью… с какой вы будете… погружаться в транс…»

Если вы наблюдаете у пациента признаки транса, можно дополнительно сделать лечебные внушения:

«Пока рука опускается вниз… я очень хочу… чтобы ваше подсознание… нашло для вас… хороший способ… бросить курить!..

…Чтобы вы даже… не думали об этом… не вспоминали об этом…

…Ведь у сигарет… отвратительный вкус… ужасный запах… Даже мысль о курении… вызывает у вас глубокое отвращение к сигаретам…

…Как только ваша рука прикоснется к моей руке… вы испытаете чувство… полного освобождения от своей зависимости… К вам придет понимание… чего-то нового… более важного…»

Это достаточно быстрый и эффективный способ наведения гипнотического транса, который часто используется врачами-гипнотерапевтами как вспомогательный прием при лечении алкоголизма, курения, переедания и избыточного веса.

Молниеносный гипноз на сцене. Вы становитесь напротив пациента на расстоянии вытянутой руки, начинаете согласовывать свое дыхание с ритмом пациента и делаете внушение:

«…Носки и пятки поставили вместе… руки вдоль туловища… тело расслаблено… Посмотрели мне в глаза… (небольшая пауза)… Сделали неглубокий вдох…»

Вы делаете легкий взмах рукой снизу вверх перед лицом пациента. Это вызывает у него защитную реакцию, и он опускает веки. Вы кладете ладонь ему на лоб, плавно опускаете руку вниз, давая установку:

«…Веки закрылись… Спать!»

Этого вполне достаточно для того, чтобы погрузить человека в гипнотический сон.

На самом же деле не гипнотизер вызывает гипноз, а сам гипнотизируемый погружает себя в гипнотическое состояние, после того как гипнотизер вызовет у него представление о начале гипноза. В этом случае гипнотическое состояние возникает потому, что гипнотизируемый его ожидает и готов в него погрузиться.

От эстрадного гипнотизера на сцене требуется из всех желающих принять участие в опытах быстро выбрать одного высокогипнабельного зрителя, у которого он заметил признаки проявления транса. А затем, пристально посмотрев ему в глаза и сделав пасс рукой, он громко и уверенно говорит: «Веки закрылись… Спать!»

И конечно, это создает у присутствующих в зале иллюзию, что гипнотизер на сцене может все.

Чтобы убедиться в том, что гипнотизируемый погрузился в транс, следует обратить свое внимание на следующие внешние и внутренние проявления:

  • фиксация взгляда;
  • расширение зрачков;
  • замедление глотательного и мигательного рефлексов;
  • замедление и углубление дыхания;
  • замедление частоты сердцебиения;
  • снижение реакции на внешние раздражители;
  • мышечная релаксация;
  • разглаживание складок на лице;
  • задержка моторных реакций.

Формулы внушения

До сих пор мы рассматривали гипнотические приемы в готовом виде. Однако порой возникает необходимость составить собственный гипнотический текст, разработать прием или модифицировать уже существующий под определенную категорию людей или специфическую задачу.

Для этого нужно принять во внимание следующие рекомендации.

Выбирая слова для составления текста гипнотических внушений, всегда подчеркивайте желаемый результат, а не те вероятные события, которых хотите избежать. Например, предположим, вы стараетесь сбросить лишний вес, но, как только взвешиваетесь, каждый раз вас охватывает беспокойство, нервозность, расстройство.

Ключевыми словами для вашей реакции будут слова «беспокойство», «нервозность» и «расстройство». Обыкновенный список этих слов и их антонимов иллюстрирует, какие слова лучше использовать для составления гипнотического внушения:

Реакция Антоним
Беспокойство Спокойствие
Нервозность Расслабление
Расстройство Уравновешенность

Подходящее внушение для этого случая с использованием антонимов можно сформулировать так: «Всякий раз, когда я взвешиваюсь, я спокойна, расслаблена и уравновешена». Применяя принцип использования антонимов, рассмотрите следующие негативные суждения, мысли-паразиты, иррациональные убеждения и бесполезные страхи, а затем сконструируйте ваши собственные внушения, способные исправить негативные утверждения.

Негативные суждения:

  • Я недостаточно хороший. Я плохой, злой или не заслуживающий прощения.
  • Я бестолковый. Это всегда мой недостаток.
  • Я жертва. Я проклят.
  • Я неудачник. Я противная уродина, толстушка, ничтожество, сопляк (и все остальные негативные эпитеты). Со мной что-то не так.
  • Я никому не нужен. Меня бросили. Я падший.
  • Как только все идет как надо, обязательно что-нибудь (или кто-нибудь, какой-нибудь урод, или я) влезет и все испортит. Время поджимает.
  • Нельзя никому верить. Люди сразу садятся мне на шею.
  • Я непривлекательна. Я не достойна уважения. Я не заслуживаю ничего хорошего или лучшего. Никто не обращает на меня внимания. Я никому не интересна. Меня никто не слушает.
  • Меня любят только до тех пор, пока я все для них делаю, от меня что-то хотят. Всем от меня что-то нужно. Стоит только мне сказать, что мне что-то нужно, – сразу никого нет. Мир жесток. Этот мир – ужасное место. Нужно постоянно держать ухо востро, смотреть по сторонам и всегда быть начеку. Нельзя расслабляться. Пока есть возможность, надо хватать, чтобы успеть запастись. Всегда одно и то же. Всегда так было – так и будет. Мир не изменишь. Надо готовиться к худшему.
  • Нет справедливости на этом свете. «За все, что я для тебя сделал, ты так со мной обращаешься?»
  • Все, что нужно мужчинам, – это секс. Все, что нужно от меня женщинам, – это мои деньги.

Иррациональные убеждения:

  • Все должны меня любить и уважать. Я должен все делать правильно.
  • Легче избегать трудностей, чем рисковать и набивать себе шишки.
  • Я смогу больше наслаждаться жизнью, если мне удастся избежать ответственности и выжать максимальное удовольствие из того, что под рукой.
  • Некоторые люди плохие и должны быть наказаны. Когда в моей жизни что-то не ладится – это ужасно. Если что-то не получится, я буду чувствовать себя плохо и почти ничего не смогу поделать со своими чувствами. Люди и мир вокруг должны измениться, и должны быть найдены совершенные решения всех проблем.

Мыслительные вирусы:

  • Я обособлен от всех. Я одинок в этом жестоком мире. Для собственной безопасности я должен не давать спуску другим и всегда быть готов постоять за себя. Меня оставят в покое и никто не тронет только тогда, когда у меня будет неприступная защита, а лучшая защита – нападение. Чтобы я чувствовал себя хорошо, я должен быть прав. Чтобы я чувствовал себя хорошо, я должен быть совершенным. Прошлое и будущее – это жизнь, это реальность, и о них всегда нужно думать и беспокоиться.
  • Никуда не денешься от чувства вины. Страх реально существует.
  • Ошибки следует осуждать и наказывать, а не исправлять и на них учиться.
  • Другие люди виноваты в том, как я себя чувствую. Обстоятельства определяют мой опыт.
  • Чтобы кто-то выиграл и победил, кто-то должен проиграть и быть побежденным. Чьи-то потери и убытки становятся моим выигрышем и прибылью.
  • Чтобы быть полностью счастливым, мне нужно что-то или кто-то еще, кроме меня самого.
  • Мое самоуважение основано на том, чтобы удовлетворить тебя. Я могу контролировать поведение других людей.

Бесполезные страхи:

  • Страх быть отвергнутым. Страх быть покинутым.
  • Страх перед тем, что мне снова причинят боль.
  • Страх перед тем, что что-то так никогда и не произойдет. Страх перед тем, что что-то случится или случится опять.
  • Страх потерять контроль. Страх потерять то, с чем я себя отождествляю.
  • Страх потерять свободу или независимость.
  • Страх оказаться униженным и подавленным.
  • Страх потерять время, энергию, деньги на неоправданный риск.
  • Страх посвятить себя чему-то или кому-то, а потом обнаружить лучший вариант.
  • Страх перед тем, чтобы принимать решения, брать на себя обязательства.
  • Страх иметь такой же ужасный брак, работу, жизнь, как у родителей, друзей или у кого-то еще.
  • Страх перед ответственностью. Страх взять на себя финансовую или иную ответственность за кого-то еще.
  • Страх посмотреть на себя прямо и честно. Страх остаться наедине с самим собой.
  • Страх быть замеченным. Страх быть незамеченным.
  • Страх обрести успех. Страх потерпеть поражение. Страх заболеть.
  • Страх перед тем, что меня «раскусят», раскроют, обо мне все узнают.
  • Страх перед завистью или гневом других людей, если я стану слишком заметным или успешным.

Позитивные утверждения:

  • Я больше чем хороший, чтобы быть достойным чего угодно!
  • Я нужен и желанен для этого мира за тот уникальный вклад и за все то неповторимое, что могу в нем сделать.
  • Я привлекательна. Я получила тело именно того пола, который мне сейчас больше всего подходит.
  • Что-то хорошее случается со мной постоянно (или все чаще и чаше).
  • Жить становится все легче и легче. Я двигаюсь вместе с потоком жизни.
  • Я окружен замечательными людьми. Куда бы я ни отправился, я встречаю друзей. Люди по сути своей хорошие.
  • Я получаю в жизни то, что отдаю, что проявляю вовне. Как аукнется, так и откликнется.
  • Добро живет вечно.
  • Честность – все равно самая лучшая стратегия. Чистота, прямота, целостность и достоинство рано или поздно вознаградятся сторицей.
  • Всего в мире больше чем достаточно (любви, денег, пищи, славы, почестей и т. д.). Всего становится еще больше.
  • Так или иначе, по большому счету и в конце концов все заканчивается хорошо. Что ни происходит – все к лучшему. Все просто со временем и с каждым разом становится все лучше и лучше.
  • Я не должен все делать правильно, только самые важные дела.
  • Всему свое время. Я обо всем позабочусь в свой срок. Неудачи – это лишь обратная связь. Я учусь и двигаюсь дальше.
  • Люди – это люди. Они такие, какие они есть, и я принимаю их такими, какими нахожу.
  • Если что-то не получается, я могу погрустить какое-то время, но потом я учусь и двигаюсь дальше.
  • Я проявляю в настоящем только то, что хочу и выбираю сам. Прошлое – это прошлое. Будущее еще не настало. Только настоящий момент является реальным.
  • Единственный человек, в чьем одобрении и признании я нуждаюсь, – это я сам. То, что я вижу в других, – это отражение меня самого (или состояния моего ума).
  • Любовь не нуждается в оправдании и защите. Любовь не ограничена никакими условиями.
  • Мое достоинство и самооценка не зависят от того, как меня воспринимают другие. Я обладаю достоинством и достоин уважения просто потому и за то, что я есть. Ошибки совершаются только для того, чтобы их исправлять и на них учиться.
  • Я всегда соединен с источником всего хорошего во мне. У меня внутри уже есть все, что мне нужно.
  • Вся помощь, вся любовь, все ответы, которые мне нужны, уже есть во мне.
  • Я есть источник. Никто и ничто не способны отнять то хорошее, что есть во мне.
  • Только любовь существует в реальности. Я уже полон и совершенен прямо сейчас.

Формула освобождения. Существует техника, известная как «освобождение», которая позволяет устранить негативные, агрессивные и ограничивающие программы и шаблоны поведения из нашей психики и заменить их позитивными и полезными моделями и стратегиями.

Формула освобождения звучит следующим образом:

  • Я освобождаю (избавляю, отпускаю) себя от всякой необходимости верить, что (негативное суждение/иррациональное убеждение/мыслительный вирус/бесполезный страх).
  • Сейчас я верю, что (позитивное утверждение).

Или вы можете сказать:

  • Если когда-либо ты верил в то, что жизнь была трудной, давай сейчас отпустим это убеждение. Теперь знай, что твоя жизнь становится все легче и легче. Если когда-либо ты и ощущал (ощущала) жизнь как борьбу, сейчас ты будешь ощущать жизнь как поток, возможно даже, как захватывающее приключение. Вероятно, ты знаешь людей, которые уже воспринимают жизнь таким образом. Сейчас и ты научишься всему, чему нужно научиться, и отпустишь все, что нужно отпустить, чтобы наслаждаться жизнью гораздо больше, чем когда-либо раньше.

Вы можете завершать такие освобождающие установки специальным позитивным программированием, обращенным непосредственно к вашему подсознанию, используя помощь своего высшего Я.

Далее...

Обновлено (15.12.2019 14:19)

 

Найти на сайте