Главная Зрение (первая часть)


Самоисцеление. Зрение (первая часть)

3рение

Повысим остроту зрения через расслабление

Мейр Шнайдер: история болезни

Я родился слепым, причиной тому были катаракта (помутнение хрусталика) и глаукома (повышенное внутриглазное давление). Практически сразу после рождения появились вторичные симптомы: косоглазие и нистагм (судорожное подергивание глазного яблока). Когда мне было четыре года, в Польше мне была проведена первая операция по удалению катаракты. К семи годам таких операций мне провели уже семь, в Польше и Израиле, но безрезультатно. Катаракта была удалена, но более 95 процентов поверхности хрусталика оказались покрыты рубцами, ткань которых была слишком толстой, чтобы свет мог сквозь нее проникнуть.

Каждый доктор, осматривавший меня, утверждал: рубцы делают восстановление зрения невозможным. Я видел только свет, тень и размытые формы. Сильный свет оказывал чрезвычайно болезненное воздействие.

В Израиле, где обосновалась моя семья, я был признан слепым и начал учиться в школе по системе Брайля. (Французский педагог Луи Брайль (1809-1852) разработал рельефно-точечный шрифт для слепых, в основе которого лежит комбинация 6 точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры, математические, химические и нотные знаки. Первая такая книга появилась во Франции в 1837 г.)

Хотя мне дали очки, которые должны были несколько улучшить мое зрение, они всего лишь фокусировали свет на моих слабых глазах, принося столь болезненные ощущения, что были не только бесполезны, но и вредны. Я пытался избавиться от них, обычно бросая на пол и наступая каблуком. Оправа превращалась в мусор, но линзы были такие толстые, что разбить их было невозможно.

Операции, через которые я прошел в столь раннем возрасте, повседневное угнетенное состояние из-за того, что я был слепым, породили во мне непреходящее состояние боли, разочарования, гнева и страха. Эти чувства вместе с очевидными физическими причинами сыграли важную роль в прогрессировании слепоты.

Функционально слепой, умеющий читать только по азбуке Брайля, я тем не менее посещал школу вместе с другими детьми, соревнуясь с ними не только в учебе, но и на спортивной площадке и в играх. Однако чувство неполноценности никогда не оставляло меня. Когда я поступил в высшую школу, учебная нагрузка стала гораздо больше, напряжение из-за чтения по Брайлю возросло многократно, и, кроме того, многих учебников, напечатанных азбукой Брайля, не было.

Я мечтал о том, что отыщу хирурга-кудесника, который разом избавит меня от моего недостатка и вернет к нормальной жизни. Однако до семнадцати лет единственным моим достижением было при обретение новой пары очков с двумя линзами. Одна из линз по своей силе была близка к телескопу, и с ее помощью я мог, сидя в первом ряду, прочитать одним глазом написанное на доске. Другая была подобна микроскопу, через который можно было различить очертания одной буквы в тексте книги, уткнувшись в нее носом. Попеременное использование этих линз сопровождалось чудовищным напряжением глаз и головными болями, но тем не менее я больше никогда не прибегал к системе Брайля.

Когда мне исполнилось семнадцать, я познакомился с двумя людьми, которые изменили мою жизнь. Первой была старая женщина, работавшая библиотекарем, которая интересовалась здоровьем из-за своих собственных недомоганий. Она большую часть своей жизни изучала движение и его воздействие на человеческое тело. Она заинтересовалась мной, почувствовала мою открытость и восприимчивость ко всему новому.

Под ее руководством и с ее помощью я смог ощутить связь между моими глазами и остальными частями тела, понять, как каждая отдельная часть тела воздействует на другую. Я научился определять, как напряжение глаз ведет к напряжению в шее, плечах, спине, животе и других частях тела и как хроническое напряженное состояние этих частей тела, в свою очередь, сказывается на глазах, ухудшая зрение.

Женщина представила меня второму моему учителю, мальчику, который был моложе меня. Она знала, что этот мальчик смог улучшить свое стремительно ухудшающееся зрение с помощью упражнений по коррекции зрения, о которых он вычитал в книге. Эти упражнения были разработаны доктором Вильямом Бейтсом в начале века, и этот подросток преподал мне их основы. Я добросовестно выполнял эти упражнения при каждой малейшей возможности. Хотя в моем окружении практически каждый относился к этому скептически, у меня сомнений в их ценности не возникало никогда. Через несколько месяцев я стал лучше видеть, не намного, но лучше, чем когда-либо раньше.

Процесс обретения зрения был постепенным. Сначала я заметил, что граница между светом и тенью стала более четкой: свет стал ярче, а тень темнее. Затем расплывчатые формы, к которым я привык, стали обретать очертания более определенные, затем я начал различать в этих формах все большее количество деталей.

Самым важным аспектом в подготовке моих глаз к зрению была тренировка умения расслаблять глаза, которые постоянно стремились напрячься, чтобы видеть, а также тренировка восприятия света. Через шесть месяцев я смог читать текст в очках с линзами мощностью в двадцать диоптрий. Через полтора года я смог читать напечатанный текст без очков вообще. С помощью упражнений я создал функцию зрения в организме, который такой функции ранее не имел вообще.

Переход от слепоты к минимальному зрению был труден. Всю жизнь до этого я привык не смотреть на вещи, полагаясь на другие чувства и других людей, чтобы получить ту информацию об окружающем мире, в которой я нуждался. Обретение зрения требовало создания сопутствующего комплекса навыков, совершенно новых для меня, только упражнений было недостаточно.

Я наслаждался красотой того, что я видел - а почти все, что я видел, выглядело для меня прекрасным, - но вместе с тем был ошеломлен необъятным разнообразием зрительных образов. Временами мне казалось, что лучше бы мне стать слепым снова, так непомерно трудна была задача осознания того, что я вижу, и взаимодействия с окружающим миром через зрительное восприятие. Зрение для меня было столь же внове, как для младенца, и, конечно, во многом моя жизнь началась только с того момента, когда я прозрел.

Занимаясь глазами, я многое узнал о себе, причем не только о физическом, но и о своем эмоциональном «я». Я понял, насколько сильно мои глаза зависят от эмоций, которые я испытываю, от настроя ума. Процитирую доктора Бейтса, офтальмолога, чьи упражнения по коррекции зрения легли в основу моего метода по совершенствованию зрения: «Мы видим в основном с помощью разума и только частично с помощью глаз».

Работу по улучшению зрения я не прекращал никогда, а зрение продолжало улучшаться. В 1981 году, через десять лет после того, как я приступил к этой работе, мне были выданы права на вождение автомобиля без каких-либо ограничений. Мое зрение до сих пор несовершенное и составляет по американской системе 20/70; другими словами, с 6 метров я вижу то, что человек со зрением 20/20 может видеть с 21 метра, но никто не осмелится утверждать, что прогресс моего зрения не был феноменальным.

Почему же к моей истории следует относиться как к экстраординарной?

Подлинная причина в том, что все мы воспитаны в глубоком убеждении: наши глаза - в отличие от остальных частей тела - могут изменяться только к худшему, и, если процесс ухудшения зрения начался, улучшение уже невозможно. Думать так естественно, потому что у большинства людей так оно и происходит. Но происходит так только потому, что все они не знают, как улучшить свое зрение.

Обвинять в этом никого не следует. Улучшение зрения - процесс сложный. Наши глаза - и, следовательно, наша способность видеть - неразрывно связаны с нашим телом, сознанием и эмоциями. Глаза принимают участие в любом виде нашей деятельности, поэтому работа с глазами для улучшения зрения - задача чрезвычайно трудная. В процессе этой работы вы можете столкнуться с глубоко запрятанными очагами физического напряжения, с сопротивлением вашего сознания, с эмоциональной блокировкой, с эмоциональными травмами. Тем не менее, встретившись на своем пути с такими проблемами, большинство людей находят в себе силы преодолеть препятствия и, улучшив зрение, изменить свою жизнь.

С помощью простых зрительных упражнений, выработав у себя полезные привычки, связанные со зрением, вы можете превратить плохое зрение в хорошее. Вы можете остановить и повернуть вспять начавшийся процесс ухудшения зрения, полностью снять последствие стресса, чрезмерной эксплуатации глаз и других факторов, которые ведут к ухудшению зрения.

Улучшение зрения по системе самоисцеления предлагает вам альтернативу очкам. Корректирующие линзы на первый взгляд «решение» быстрое и легкое, но они не устраняют причин возникновения проблемы. На самом деле постоянное ношение очков часто способствует дальнейшему ухудшению зрения, заставляя глаза функционировать в щадящем режиме, который ведет в конечном итоге к их ослаблению. Вот почему со временем приходится надевать все более сильные очки. Наши упражнения для улучшения зрения в отличие от очков направлены на решение проблемы в ее первоисточнике. Если вы будете их регулярно выполнять, то не только обретете более сильное зрение, но сделаете глаза сильнее и здоровее.

Упражнения для зрения в той или иной форме известны уже тысячелетия. В древних обществах Индии, Китая и Тибета, например, такие упражнения были составной частью обычной медицинской практики, как и в различных культурах американских аборигенов. Следует отметить, что во всех этих культурах основой медицины было естественное исцеление с преимущественным вниманием к здоровой пище, правильному «использованию» тела и уходу за ним, равновесию между работой, отдыхом и упражнениями и к поддержанию здорового состояния духа, практически не использовались лекарства.

Для западного общества упражнения для глаз сравнительно новое явление. Изобретение линз, корректирующих зрение, дало толчок к развитию исследований зрения и глаз в совершенно ином направлении. Исследования восемнадцатого и девятнадцатого веков, казалось, привели к окончательному выводу: проблемы зрения можно решить только двумя способами: искусственные линзы или, в некоторых случаях, хирургическое вмешательство. Убеждение в том, что дефекты зрения не могут быть решены кардинально, что состояние глаз можно улучшить только искусственно, стало в западных странах всеобщим.

Однако в двадцатом веке это утверждение было оспорено блестящим американским офтальмологом Вильямом Бейтсом. Доктор Бейтс окончил медицинский колледж терапии и хирургии Корнелльского университета в 1885 году и практиковал в штате Нью-Йорк, в результате огромной исследовательской работы в области офтальмологии он разработал революционную концепцию улучшения зрения. Доктор Бейтс использовал прибор, который называется ретиноскоп, с помощью которого можно наблюдать за мгновенными изменениями кривизны поверхности глаза. А на основе наблюдения за этими изменениями можно поставить диагноз, определив природу и характер проблемы зрения.

С помощью ретиноскопа он наблюдал за поведением глаза, то есть за изменениями его формы тогда, когда глаз видел хорошо, и за поведением глаза, когда он видел плохо. За много лет он проверил глаза сотен пациентов при различных условиях деятельности, эмоционального состояния и физической формы. Он отмечал, как меняются глаза, выполняя работу, которая им нравится, и при работе, которая им неприятна. Наблюдал глаза в состоянии утомления, тревоги или растерянности, когда они внимательно рассматривают что-то, когда сосредоточиваются или расслаблены.

Доктор Бейтс исследовал изменение четкости зрения одного и того же человека от плохого видения к хорошему и наоборот в зависимости от физической формы и эмоционального состояния. Он установил тот простой факт, что зрение не статично, а постоянно меняется. Вероятно, вы и сами замечали, что ваше зрение бывает временами и лучше, и хуже. Доктор Бейтс первым научно исследовал это явление. В его работах показано, как может возникнуть дефект зрения и как может ухудшиться состояние глаз из-за стрессов повседневной жизни. Он доказал, что проблема может быть решена сознательным и правильным обращением с глазами.

Причины плохого зрения

Проблемы зрения обычно связаны с недостаточно ясным видением на ближних расстояниях или вдаль. Физический акт видения близкого объекта отличается от физического акта видения вдали. Сначала поговорим о фотокамере. Когда лучи света от объекта, четкий отпечаток которого вы пытаетесь получить, проходят через линзы камеры, то они должны преломиться таким образом, чтобы сфокусироваться на пленке. Чтобы сфокусировать их, вы меняете расстояние между линзой и пленкой до тех пор, пока не подберете нужное, в противном случае изображение будет нечетким.

Теперь вернемся к глазу. Как и фотоаппарату, вашему глазу надо преломить лучи света, исходящие от объекта, на который вы смотрите, и сфокусировать их за линзой-хрусталиком. Вместо пленки у вас сетчатка, представляющая собой паутину из нервных клеток, которые переводят лучи света в сигнал, а сигнал через зрительный нерв поступает в мозг.

Глаз имеет свойство, которое отсутствует у фотокамеры: способность менять форму хрусталика. Следовательно, он может сфокусировать свет, не изменяя расстояния между хрусталиком и сетчаткой. Когда цилиарная (ресничная) мышца, которая удерживает хрусталик на месте, расслаблена, хрусталик имеет сравнительно плоскую форму и позволяет разглядеть предмет на некотором расстоянии. Когда объект, на который вы смотрите, приближается на расстояние меньше 6 метров, мышца сокращается и хрусталик становится более выпуклым. Процесс этот называют аккомодацией.

В течение нескольких веков офтальмологи и другие ученые в области функционирования и анатомии глаза верили, что глаз может фокусировать лучи только через процесс аккомодации. Однако в силу различных причин доктор Бейтс пришел к мысли, что не менее важными, чем цилиарная мышца, являются большие внешниe мышцы, двигающие глазное яблоко, которые могут сфокусировать глаз точно так же, как и фотокамера, а именно, путем изменения размера глазного яблока и, соответственно, расстояния между хрусталиком и сетчаткой.

Различие между этими механизмами очень велико: действие цилиарной мышцы, как правило, непроизвольное, а работой мышц глазного яблока можно довольно легко управлять. Доктор Бейтс полагал; что в том случае, если цилиарная мышца не обеспечивает требуемой аккомодации, то эти мышцы могут этот недостаток компенсировать. Такова была революционная концепция, предложенная доктором Бейтсом западному миру: зрением можно управлять, его можно значительно улучшить путем сознательного управления манерой зрения.

Считается также, что характер видения человека, помимо фактора аккомодации, определяется формой глазного яблока. С неправильной формой яблока, по общему мнению, связаны две наиболее часто встречающиеся проблемы зрения: миопия и гиперметропия.

Миопия, или близорукость, означает неспособность ясно видеть удаленные объекты. Миопия вызвана слишком большим расстоянием от передней до задней стенки глазного яблока, в результате чего хрусталик не может сфокусировать на сетчатке световые лучи, поступающие с удаленного объекта, хотя может сфокусировать лучи от объекта, расположенного близко.

Гиперметропия, или дальнозоркость, означает неспособность ясно видеть близкие объекты. При дальнозоркости глазное яблоко имеет слишком малое расстояние от передней до задней стенки. Лучи света от удаленного объекта сходятся на сетчатке, а от близлежащих объектов не могут: они фокусировались бы за сетчаткой, если бы могли сквозь нее проходить.

Доктор Бейтс был согласен с общим мнением, что близорукость и дальнозоркость связаны с формой глазного яблока. Но он оспорил концепцию, согласно которой глазное яблоко, принявшее определенную форму, никогда не сможет ее изменить. Поскольку большинство проблем зрения являются проблемами приобретенными и могут возникнуть в любое время, форма глазного яблока может и должна претерпевать изменения. Почему же мы пришли к убеждению, что это изменение происходит только в худшую сторону? Например, если у ребенка со здоровым зрением появляется близорукость, это означает, что расстояние между передней и задней стенкой увеличилось. Почему бы его снова не уменьшить?

Так в чем же настоящая причина плохого зрения? Мы уже знаем, что плохое зрение - результат физического изменения в глазу. Но в чем причина этого физического изменения? Ответ, который был дан доктором Бейтсом, сейчас широко известен, но в то время был совершенно новым подходом к проблеме. Одним словом, причину можно обозначить так - стресс, перегрузка. Глаза реагируют на стресс так же, как и остальные части нашего организма, и испытывают стресс по меньшей мере в той же степени. Не всякий стресс имеет чисто физический характер. Многие наши действия и многие наши реакции связаны с воображением, и большая часть нашей памяти состоит из образов, включая сознательные и бессознательные образы событий, которые формируют наш эмоциональный фон.

Глаза испытывают стресс даже в том случае, если работает только наше «внутреннее зрение» - образная память. Глаза являются неотъемлемой частью мозга. Из-за этого, а также из-за того, что глаза участвуют во всем, чем мы занимаемся, они очень сильно реагируют на наши мысли и наши эмоции. Вследствие того, что этот орган работает в столь тяжелых условиях, физическая боль и утомление оказывают немедленное воздействие на глаза. Когда мы начинаем работу по улучшению зрения, нам надо использовать все возможные подходы. А в процессе работы мы узнаем о себе то, о чем никогда не догадывались.

Глаза и эмоции

Связь между зрением и личностью, между зрением и прошлыми событиями, имеющими эмоциональный след, обсуждалась многократно. Почти все наши клиенты, которые работают над своим зрением, испытали в свое время сильные эмоциональные переживания, а временами и эмоциональную травму в процессе работы. Связь, которую прослеживает отдельный человек между своим личным опытом и проблемой своего зрения, для каждого своя и для разных людей может отличаться кардинально. Поэтому невозможно обобщить, как эмоции влияют на зрение.

Неоспоримо одно, и каждый честный наблюдатель это подтвердит: эмоции влияют на зрение, и влияют сильно. Когда человек находится под воздействием сильной отрицательной эмоции - страха, гнева, тревоги, горя, - то зрение непременно временно ухудшается даже у людей с отличным зрением. Если достаточно часто испытывать такого рода эмоции, результат может стать постоянным.

Одним из способов, с помощью которого мы можем прийти к пониманию того, как эмоции воздействуют на зрение, можно назвать анализ тех периодов жизни, когда наиболее заметно происходит ухудшение зрения. Взглянем, что же происходит в это время. Первый период - около восьми лет, когда у детей с абсолютно нормальным зрением внезапно и часто таинственно появляется близорукость.

Когда Маурин упомянула об этом факте в разговоре со своей приятельницей, учительницей начальной школы, то ее подруга сказала: «Я не удивлена. Это как раз третий класс. Тот самый класс, в котором дети обнаруживают, что им надо работать над тем же самым материалом, материалом второго класса, но труда приходится затрачивать гораздо больше. Во втором классе все ново и интересно, особенно чтение первых книжек; они добиваются реальных, видимых успехов в деле, которым занимаются. Затем они приходят в третий класс, и снова перед ними весь уже пройденный материал - детям, как вы знаете, одно и то же быстро приедается. Они начинают понимать: такой школа будет всегда, всю жизнь. Именно тогда возникают проблемы, связанные с поведением».

Это всего лишь мнение одной учительницы, хотя, воспитывая детей с первого до четвертого класса, она имеет возможность наблюдать за изменениями их поведения и отношения к учебе. Однако многие согласятся, что классная комната - место для порчи зрения идеальное.

Дети работают в помещении, часто при искусственном освещении, обычно подолгу фокусируя глаз на близлежащих предметах, не пользуясь зрением вдаль.

Картинка из повседневной действительности: книжный червь в очках корпит над книгами, но в жизни книги обычно предваряют очки, которые появляются позже. Если использовать глаза только для работы на близком расстоянии, способность к зрению вдаль склонна уменьшаться.

В типичном классе обычно превалируют две эмоции: разочарование и скука. Нет сомнения, что дети постоянно испытывают тревогу в школе. Если они хорошие ученики, то переживают из-за того, смогут ли удержаться на достигнутой высоте, испытывают тревогу из-за острой конкуренции с другими «мозгами» в классе.

Если же ученик плохо учится, то он постоянно страдает от унижения и разочарования, часто злится. Все эти эмоции возникают и развиваются на фоне монотонный работы, которая непременно требует огромной нагрузки для глаз. И для ученика, уже усвоившего урок, и для того, кто бросил работу, поскольку материал ему не по силам, часто приходится сидеть, глядя пустым, ничего не видящим взором в пространство, и изнывать от тоски.

Даже в тех случаях, когда учитель привлекает большое количество наглядного материала, ученики быстро запоминают его, и скучающие глаза ребенка не испытывают интереса к картинкам и желания их рассматривать. Такой несфокусированный взгляд вносит свою лепту в развитие близорукости, как мы покажем дальше при обсуждении «сдвига» поля зрения или видения пятнами в соответствующем разделе.

Следующий опасный возраст для зрения - подростковый. В этом возрасте причиной может стать чисто эмоциональная травма. Очень часто очки надевают в возрасте двадцати лет - в период стрессов, связанных с учебой в колледже или первым поступлением на работу по найму. В это время близорукость может оказаться отражением неясности жизненных перспектив, в расчете на которые приходится так тяжко трудиться.

Далее идет средний возраст, когда у людей с превосходным зрением начинает развиваться пресбиопия, или дальнозоркость среднего возраста. Психологические факторы, способствующие возникновению пресбиопии, для всех одни и те же, но неизбежными назвать их нельзя, по-скольку с ними можно бороться. Многие доктора утверждают и верят, что пресбиопия является неизбежным результатом старения, однако это не так, о чем свидетельствует тот факт, что довольно часто встречается пресбиопия только одного глаза.

Объяснения психологического характера, которые выдвигают наши пациенты, возможно, покажутоя скорее метафорическими, чем научными. Клиенты говорят: мы вынуждены смотреть на то, на что смотреть не хочется. Мы уже упоминали о работе в школе, но, как это ни печально, школа - это только начало работы на всю жизнь, которая зачастую не радует, работы, порой вызывающей отвращение. Многие убеждены, что их глаза реагируют на это отказом ясно видеть то, на что смотреть не хочется. Одна из наших клиенток сказала, что испытала внезапное резкое снижение остроты зрения, когда переехала из красивой сельской местности в безобразный городской индустриальный район: «Я думаю, я просто не перенесла вида того, на что мне пришлось смотреть целый день». С помощью упражнений ее зрение вернулось к норме.

Во время эмоционального стресса на зрение оказывают влияние два фактора. Первый: склонность уйти в себя, а именно, сосредоточиваться на внутренних переживаниях, связанных со случившимся, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Хотя на первый взгляд это относится только к проявлению эмоций, но такой стиль поведения оказывает влияние на то, как мы пользуемся глазами. Сколько раз вам случалось очнуться от задумчивости, осознав, что вы ничего вокруг не видели, хотя глаза у вас были открыты? Как мы уже сказали, пустой, невидящий взгляд представляет собой один из факторов, которые способствуют развитию близорукости.

Бывает также и сильная депрессия, когда мы столь несчастны, что нам не хочется смотреть на окружающее. В такие моменты глаза используются только в силу абсолютной необходимости и теряется интерес с живостью рассматривать нечто интересное. Другими словами, отвращение к себе и своей жизни может сыграть существенную роль в ухудшении зрения. Разумеется, множество людей, испытывающих такого рода проблемы, имеют отличное зрение, но это означает только то, что депрессия проявится у них в иной форме. Стресс обычно оставляет след в наших самых уязвимых местах.

Глаза и ум

Английский писатель Олдос Хаксли был преуспевающим последователем и поклонником метода доктора Бейтса. Вылечившись с помощью его упражнений от почти полной слепоты, Хаксли написал книгу «Искусство видеть», в которой описывает видение как трехступенчатый процесс, в котором участвуют глаза, мозг и ум.

Он объяснил, что видение состоит из: ощущения - светочувствительные клетки глаза получают информацию об окружающей обстановке посредством лучей света в количестве приблизительно один миллиард байт информации в секунду; отбора - мозг не в состоянии справиться со всей визуальной информацией, поступающей в глаза, поэтому управляет глазами, чтобы они выбрали определенные данные, на которые надо обратить внимание; восприятия - отобранная визуальная информация распознается и анализируется умом.

Чтобы улучшить зрение, мы должны признать и осознать: зрение есть процесс сложного взаимодействия глаз и сознания. Нам следует научить сознание работать на нас, а не против нас. Одним из самых серьезных препятствий, которое нам надо преодолеть, является слепое убеждение, что зрение улучшить невозможно. Это убеждение не позволяет нам признать и принять улучшение, когда оно уже наступило, это убеждение заставляет нас думать, что в определенной ситуации мы просто не в состоянии видеть, вследствие чего мы и не пытаемся смотреть.

Маурин всю свою жизнь думала, что не сможет вставить нитку в иголку, до того дня, когда отчаяние заставило ее попытаться это сделать. И сделать успешно.

Иногда острота нашего зрения падает в тех случаях, когда нам кажется, что она должна падать, когда, по нашему мнению, надо напрягать глаза.

Доктор Бейтс описывает следующую ситуацию: он посадил двух пациентов (у одного зрение 20/400, у другого - 20/20) перед пустой стеной. Во время эксперимента он регистрировал кривизну глазного яблока с помощью ретиноскопа. Пока пациенты смотрели на пустую стену, кривизна глазного яблока была у них одинаковой. Как только доктор поместил на стену таблицy, глаза пациента со зрением 20/400 изменились радикально: резко сократились все окружающие глазное яблоко мышцы. Глаза человека со зрением 20/20 отреагировали на таблицу слабым, едва регистрируемым изменением кривизны глазного яблока. Первый пациент немедленно, бессознательно попытался увидеть, что написано на таблице, по привычке в полную силу напрягая свои глаза.

Один из наших клиентов, которому только что подобрали контактные линзы, однажды эабыл их вставить. Он уехал из дома. Вел машину, делал покупки, читал и занимался обычными повседневными делами. При этом он не только не испытывал никаких трудностей со зрением, но и запомнил, что особо отметил чистоту и силу своего видения в тот день. Затем он вернулся домой и нашел линзы в ванной комнате: предметы вокруг него немедленно затуманились! Он внезапно вспомнил, что плохо видит, что глаза надо напрягать и долго вглядываться, что глаза должны тяжко трудиться, иначе ему ничего не разглядеть. И как только его глаза начали работать с ожидаемым напряжением, они потеряли свою способность видеть детали и контуры предметов расплылись. Тревога по поводу зрения может создать функциональную «слепоту».

Процесс видения во многом связан с доверием самому себе: «я могу видеть» - и с расслаблением. На самых ранних стадиях работы по улучшению зрения Маурин проводила занятия по терапии глаз с пациенткой, Шарлоттой, которая решила избавиться от очков. Она попросила Шарлотту снять очки и выйти с ней на улицу, но Шарлотта остановилась у двери. «Я не хочу выходить, - сказала она. - Я ничего не вижу. Боюсь, что сломаю шею на первых же шагах».

После того как Маурин подробно расспросила ее, что все-таки она видит на улице, стоя у двери, оказалось, что она могла бы видеть как минимум вдвое больше, чем Маурин, если бы обращала внимание на то, что смотрит. Имея остроту зрения вдвое меньше, чем у Шарлотты, Маурин путешествовала одна по Европе и Среднему Востоку, а Шарлотта боялась шаг шагнуть за порог без очков. Эта слепота функциональная, которая имеет мало общего с силой зрения, которую можно измерить, и обусловлена добровольным внутренним ограничением у человека.

Чтобы улучшить зрение, вам надо изменить свое мышление, а также манеру видения. Задача чрезвычайно сложная. Стереотипы поведения, связанные со зрением, из всех характерных особенностей человека поддаются изменению труднее всех: мы привязаны к своей привычке смотреть и видеть так или иначе больше, чем к чему-либо еще. Возможно, такое положение сложилось из-за того, что наша память состоит в основном из зрительной информации: однажды увиденное под определенным углом мы запоминаем именно в таком ракурсе и продолжаем видеть эту вещь или явление именно так, как запомнили первое впечатление.

Зависимость наша от визуальной информации колоссальная, особенно у тех людей, которые хорошо видят. Когда у такого человека ухудшается зрение, то переживания настолько велики, что изменяется его представление о себе. На самом деле у таких людей имеются в наличии огромные ресурсы, позволяющие восстановить зрение, а именно ресурсы в виде запаса в памяти ярких зрительных образов.

Память и воображение - это самые ценные инструменты мозга, которыми следует воспользоваться при восстановлении зрения, и мы используем их во многих упражнениях по восстановлению зрения. Все, что вы когда-то ясно видели, может пригодиться для стимуляции более ясного зрения.

Нам всем известно, что гораздо легче видеть то, что нам знакомо и привычно. Например, незнакомое слово, хотя оно составлено из тех же букв, расшифровать поначалу гораздо труднее, чем хорошо известное. Вещь, место или облик человека, которые нам хорошо знакомы, поступают в мозг в виде четкой картины, даже если воспринимаются размыто.

Наши визуальные упражнения построены таким образом, чтобы в полной мере реализовать склонность мозга ассоциировать ясное видение с тем, что ему известно и хорошо знакомо. Мы также используем визуальное воображение для создания оптимальных условий. Когда вы, например, создаете в уме картину полной тьмы, зрительный нерв реагирует так, будто вы на самом деле смотрите в полную темноту: прекращает функционирование и отдыхает.

Сознание, как и любая другая созданная природой мощная сила, может и помогать, и приносить вред. Оно может держать нас в состоянии неверия в то, что, зрение можно улучшить, но может служить послушным инструментом при его улучшении.

Глаза и тело

В этой главе (и в этом курсе) все основано на предположении, что глаза есть часть тела. Мысль вряд ли покажется вам оригинальной, но именно эту концепцию, судя по всему, игнорируют совремeнныe офтальмологи. Конечно, глаза - это особая часть тела, состоящая преимущественно из ткани, которая идентична по своему строению ткани мозга. Глаза очень тесно связаны с мозгом при осуществлении многих функций. Однако помимо этого глаза связаны с телом через кровеносные сосуды, нервы и мышцы. Они одновременно и влияют на все остальные части тела и находятся под их влиянием.

Проблемы со зрением очень часто сопровождаются специфическими особенностями мышечного напряжения и слабости. Как и в случае других видов недомоганий или болезней, очень трудно с уверенностью поставить диагноз «Напряжение создало такую-то проблему» или «Вследствие недомогания появилось такое-то напряжение». У человека постоянно напряжены мышцы шеи из-за близорукости, или близорукость появилась из-за постоянного напряжения шейных мышц?

Не всегда есть возможность прийти к однозначному заключению. Однако мы убедились, что два этих явления всегда идут рука об руку. Не прибегая к осмотру тела близорукого человека, всегда можно смело утверждать, что у него всегда имеется ярко выраженное напряжение в мышцах лба, челюсти, плеч, верхней части рук и поясницы, а часто и икроножных мышц. Расслабление этих мышц часто приводит к немедленному улучшению зрения, а зрительные упражнения помогают расслабить эти мышцы.

Мы установили, что сочетание этих упражнений с массажем и расслабляющими мышцы упражнениями гораздо эффективнее одних только зрительных упражнений.

Чтобы понять связь «глаз-тело», нам надо испытать ее кинестетически. Каковы ощущения от видения? Обычно мы об этом не задумываемся. Как правило, мы ощущаем что-то только постфактум в виде напряженности глаз, утомления глаз, напряжения шейных мьшщ и других связанных со зрением неблагоприятных последствий. Однако есть возможность прочувствовать немедленно, напрягаем ли мы глаза и мышцы, с ними связанные, и избавиться от этого напряжения.

Лучше всего начать с самых близких к глазу мышц, которые находятся под непосредственным воздействием процесса зрения: с лицевых мышц, Многие годы мы учим наших пациентов технике массажа лица, обращая особое внимание на несколько специфических мест, массаж которых особо благоприятен для зрения.

Недавно мы узнали, что именно эти точки китайцы используют при точечном массаже, причем в тех же самых целях. Не знаем, китайский ли метод подтверждает ценность нашего, или наоборот; скорее всего подтверждение взаимное. В любом случае мы настоятельно рекомендуем массаж лица в качестве предварительной подготовки к упражнению с прикрыванием глаз ладонями - первому базовому упражнению, которое приведено в следующем разделе. Одна из самых важных целей этого упражнения - расслабление мышц, окружающих глаза.

8-1. Массаж всего лица оказывает воздействие на кровообращение в области вокруг глаз. Разотрите ладони одну об другую, пока руки не станут теплыми, затем массируйте лицо кончиками пальцев, сначала осторожно, нежно, затем, по мере разогревания лицевых мышц, более твердо. Сначала прикосновение должно определить, напряжена ли мышца в данной точке, является прикосновение болезненным или нет. Касание не должно усиливать болезненные ощущения. Возможно, вы почувствуете сильное напряжение или боль, поверхностное уплотнение, приятное чувство облегчения или онемение, которое тоже является самостоятельным ощущением.

Начните с челюсти. Массируйте всю челюсть, начиная с кончика подбородка вверх по сторонам вдоль челюсти, перед ушами и под ушами. Делая это, можете открывать и закрывать рот, чтобы помочь расслаблению мощных челюстных мышц. Возможно, вам захочется зевнуть - зевайте сколько хочется: это действие очень хорошо расслабляет все мышцы лица.

Теперь обработайте мышцы от носового хряща наружу к скулам (рис.8-1А).

От переносицы идите вдоль бровей, массируя над и под бровями и сами брови (рис.8-1В). Уделите особое внимание точке между бровями: это место накапливает напряжение при акте видения. Затем длинными твердыми пассами массируйте лоб и очень нежно, мелкими круговыми движениями - виски. Разотрите легкими движениями череп, идя от висков, воображая, что вы оттягиваете напряжение от глаз.

После десяти минут массажа ваше лицо будет гореть, кожу покалывать вследствие притока крови. Теперь приступайте к упражнениям для глаз. Помимо усиления кинестетического восприятия глаз, эти упражнения укрепят окружающие их ткани.

8-2. Вращайте оба глазных яблока одновременно небольшими кругами. Если вам потребуется, держите перед глазами палец, делая им круговые движения, чтобы глаза следили за ним, но сначала попробуйте вращать глазами без помощи пальца. Дотроньтесь до лба над глазами кончиками пальцев. Ощущают ли пальцы движение мышц? Этого не должно быть.

Попытайтесь расслабить эти мышцы и выполняйте упражнение до тех пор, пока не сможете делать его без участия мышц лба. Возможно, вам потребуется всего лишь уменьшить диаметр круга, по которому движется глазное яблоко, и, помимо этого, проверьте, насколько малые круги вы можете им делать.

Закройте глаза и вообразите, что глазные яблоки описывают круги, двигаясь легко, свободно, без усилий. В этом вам поможет образ свободно катящегося колеса или патефонной пластинки или чего-либо еще, вращающегося легко и плавно. Открыв глаза, снова вращайте глазными яблоками, но на этот раз вообразите, что вращаются только зрачки.

Теперь закройте глаза и вращайте глазные яблоки под закрытыми веками. Сделать это, возможно, будет труднее, по-скольку движение в таком положении ограничено в большей степени. Осторожно прикоснитесь к векам, чтобы ощутить движение. Отметьте, напрягаете ли вы мышцы лица при этом движении. Если да, то попробуйте от этого избавиться. Когда вы снова откроете глаза, вы увидите, что выполнять упражнение в начальном варианте стало легче.

Быстрая утомляемость глаз и напряженность в глазах и в верхней части тела тесно связаны между собой. Большая нагрузка для глаз может вызывать типичное напряжение в шее, плечах, руках и других частях тела. И наоборот, мышечное напряжение в этих местах может оказывать влияние на глаза из-за снижения притока крови к голове, при котором возникает чувство глазного и умственного утомления. Каждый, кто работает, согнувшись за письменным столом, регулярно испытывает напряжение и усталость. То положение, в котором большинство из нас проводят от шести до восьми часов в день, как будто специально создано для создания напряжения в спине и шее, а также в плечах и руках.

Однако снять напряжение в верхней части тела и легко, и приятно. Наши клиенты используют следующие зрительные упражнения в качестве неотъемлемой части целостного подхода к работе по улучшению зрения. Эти упражнения лучше всего выполнять в перерывах во время рабочего дня.

Одной из причин переутомления является привычка у многих к работе без перерыва, когда человек отвлекается только для того, чтобы перекусить, выпить чашку кофе или выкурить сигарету. Мы столь сильно погружаемся в свое дело, что можем полностью игнорировать физический дискомфорт до тех пор, пока не доберемся домой. Люди часто считают себя обязанными работать на износ из-за необходимости срочно завершить работу. Но, позволив себе размяться, потянуться, расслабиться, короче говоря, «вздохнуть» во время срочной работы, мы можем сделать гораздо больший объем, чем при труде непрерывном, до полного истощения.

Некоторые работодатели признают это и обеспечивают своих работников местами отдыха, где можно время от времени даже полежать несколько минут. Когда Маурин работала на консервной фабрике, рабочие могли делать перерыв на пять минут каждый час, выйти и прогуляться на свежем воздухе. Маурин обычно в это время загорала или делала упражнения для плеч (см. упражнение 8-6) или на растяжение позвоночника. Никто не считал это странным, каждый знал, что при такой работе в спине и плечах накапливается напряжение.

Теперь люди в большей степени осознают, что подобные же явления связаны с сидячей работой, в частности на компьютере. Существует целая наука - эргономика, которая занимается проектированием рабочих мест, которые позволяли бы людям меньше уставать. Те из нас, кто работает дома, кто работает у работодателя невежественного, безразличного к вашим нуждам, должны сами позаботиться об организации своего рабочего места и физическом комфорте в процессе работы.

Было бы предпочтительнее, если бы при выполнении следующего упражнения вы легли: тело в такой позе расслабится больше, поскольку ему не надо бороться с земным тяготением. Но вы можете проделать его и сидя, и стоя.

8-3. Закройте глаза и расслабьте все мышцы лица, особенно те, что окружают челюсть. Как правило, мышцы челюсти напрягаются, как только вы сосредоточиваетесь. Поверните голову в сторону и осторожно прощупайте кончиками пальцев боковую сторону шеи. Грудинно-ключично-сосцевидная мышца начинается под ухом вдоль боковой стороны шеи до плеча и воспринимает большую часть нагрузки от головы. Она может оказаться более напряженной, чем любая другая мышца тела, поэтому уделите ей особое внимание: снятие напряжения в этой мышце является жизненно важным для здоровья глаз.

Массируйте всю мышцу вдоль по длине, пытаясь идти по пути напряжения. (Случается, что люди, нащупав эту мышцу, принимают ее за кость.) Разминайте, простучите пальцами и погладьте ее, сначала мягко, затем, по мере того, как она начнет размягчаться, тверже. Вероятно, вам встретится несколько уплотненных и болезненных мест. Не пытайтесь глубоко массировать в этих местах, поскольку они могут оказаться слишком болезненными. Вместо этого работайте в таких местах нежно, а с окружающими это место мышцами тверже. Теперь покачайте головой из стороны в сторону и определите, есть ли разница в ощущениях между двумя сторонами шеи. Отметьте различия и приступайте к мышце с другой стороны шеи.

8-4. Когда вы сняли таким способом часть напряжения в шейных мышцах, вы готовы к упражнению «вращение головой». Это очень существенный элемент подготовки, поскольку, начав вращение головой с напряженной шеей, вы можете почувствовать головокружение или тошноту. Медленно и осторожно вращайте головой, описывая сравнительно малые круги.

Большинство людей очень рискованно стараются сразу выполнить огромные круги, пытаясь стряхнуть напряжение, которое еще осталось в шее и плечах. Однако тело, ощущающее это напряжение, воспринимает такое движение как излишне энергичное и сопротивляется ему, отказываясь расслабиться. Поэтому начинайте с маленьких кругов. Дотроньтесь до самого высокого позвонка в том месте, где соединяется позвоночник с черепом, и вообразите, что именно он является центром вращения вашей головы.

Осторожное движение не только расслабит ваши шейные мышцы, но и снимет напряжение у сочленений позвонков, в результате чего движение шеи станет более легким и плавным.

Если вы делаете эти движения лежа, помните, что вам не надо поднимать голову, чтобы совершить полный круг вращения: просто вообразите, что вы рисуете окружность подбородком или носом, что и обеспечит вам правильное движение. Проделайте по меньшей мере сто медленных, с небольшим диаметром оборотов, не забывая при этом менять направление через каждые десять-пятнадцать кругов.

Снять напряжение в плечах хорошо помогают упражнения, в которых надо вращать плечом, поскольку они напрямую воздействуют на плечевые мышцы. Если вам когда-либо массировали эти мышцы, вы знаете, насколько напряженными они бывают. Обратитесь к упражнению 3-16 главы «Суставы».

Затем выполните упражнение по изгибанию позвоночника аркой (упражнение 4-2 в главе «Позвоночник») вместе с любым упражнением из главы «Дыхание». Когда вы почувствуете, что расслабились и отдохнули, вы готовы вернуться к работе, и до конца рабочего дня, несомненно, вам будут меньше досаждать напряженныe глаза и утомление.

Рекомендуем вам также проделать некоторые из этих упражнений в качестве подготовительных перед циклом упражнений по улучшению зрения. Работа со зрением требует от человека высокого уровня осознания действий, поэтому ваша работа будет гораздо эффективнее, если вы настроитесь на восприятие своего тела.

Далее...

Обновлено (04.07.2019 11:32)

 

Найти на сайте