Главная Зрение (третья часть)


Самоисцеление. Зрение (третья часть)

Зрение

Равное использование каждого глаза + равное использование каждой части глаза = сбалансированная работа глаз

Обычно люди с плохим зрением делают две вещи, которые приводят к несбалансированному использованию глаз: они позволяют одному глазу доминировать и пользуются только центральным зрением, игнорируя периферическое. Такая манера, разумеется, вырабатывается бессознательно, но вполне сознательно ее можно изменить.

У большинства из нас от рождения один глаз более сильный, точно так же, как одна рука сильнее другой. Эта склонность к однобокости ведет к напряжению, следствием которого являются другие проблемы. У Мейра было много пациентов, которые заявляли о том, что все физические проблемы связаны с одной стороной тела: например, слабый правый глаз и проблемы седалищного нерва в правом бедре, неполноценное правое колено, синдром блокировки запястья только правой руки и так далее.

Когда доминирует один глаз (а большинство близоруких людей знает об этом явлении, поскольку им предписаны, как правило, более сильные линзы для одного глаза, чем для другого), результат получается тот же самый, когда мы пользуемся всего несколькими мышцами, чтобы сделать работу, к которой надо привлечь все тело. Слабый глаз используется недостаточно и вследствие этого слабеет еще больше, в то время как сильный глаз работает без отдыха и в конечном итоге тоже начинает терять свою силу.

8-12. Многие окулисты используют для лечения следующий способ: закрывают один глаз черной повязкой, как правило, более сильный, чтобы исправить различные отклонения, такие, как косоглазие, двоение и ослабление зрения («ленивый глаз»). Этот метод достаточно действенный. Когда он не приносит положительных результатов, то это обычно из-за слишком большого усердия.

Если вы надели на более сильный глаз черную повязку, то всю работу вынужден делать слабый глаз. Это очень хорошо в течение пяти минут, ну, может быть, до двадцати минут, но требовать большего от слабого глаза, особенно на первых порах, нельзя, чтобы не создать в нем перенапряжения. Кроме того, вряд ли стоит создавать в мозгу стереотип, что один глаз всегда должен доминировать. Черную повязку следует надевать только на короткие промежутки времени и никогда - при работе, требующей большой нагрузки на глаза. Однако ею можно часто пользоваться, предпочтительнее во время прогулок или другой деятельности, которая стимулирует зрение, не требуя его перенапряжения.

Хотя мы согласны с ограниченным использованием черной повязки для коррекции зрения в некоторых случаях, наш метод оказывает предпочтение развитию периферического зрения. Наши упражнения по развитию периферического зрения, как правило, связаны с блокированием центральной части поля зрения и стимулированием периферийной зоны каждого глаза или одновременно, или последовательно. Когда мы смотрим двумя глазами прямо, очень легко переложить всю работу на один глаз, причем совершенно бессознательно. Когда же мы работаем с периферией, мы создаем отдельное поле зрения для каждого глаза, и по-этому нам легче заметить, что один глаз не работает.

Помимо того, что эти упражнения побуждают вас использовать и, следовательно, укрепить оба глаза, они принесут вам желанное избавление от напряженности. Интенсивное использование центрального зрения создает глубокую хроническую напряженность лицевых мышц, особенно лба и челюсти, которую работа с периферийным зрением может снять.

Мы рекомендуем эти упражнения, в частности, тем, кто страдает от близорукости, глаукомы, косоглазия, ослабления зрения, туннельного ограничения поля зрения, дегенерации желтого пятна и пигментной дистрофии сетчатки, болезни, при которой пропадает периферическое зрение. Работа с периферией помогает вам избавиться от плохих привычек, которые вы приобрели, пользуясь только центральным зрением; то, что вы им пользуетесь, не означает, что вы пользуетесь им в оптимальном режиме.

Стимуляция периферического зрения

8-13. С помощью первого упражнения мы измерим ваше периферическое зрение. Вам потребуется две свечи, или два фонаря, или двое часов со светящимися циферблатами (если у вас достаточно сильное периферического зрение, то вы сможете увидеть их в темноте сбоку). Вам потребуется также два куска плотной черной бумаги, один из них 5 на 7,5 см для упражнения при свете, другой 5 на 10 см для упражнения в темноте, каждый кусок бумаги снабжен клейкой лентой у двух длинных кромок, чтобы его можно было приклеить. Эта бумага - очень важный элемент и используется практически во всех четырех упражнениях для периферического зрения.

В полностью темной комнате приклейте ко лбу кусок бумаги, чтобы закрыть глаза, и сядьте, взяв в каждую руку по горящей свече (или другие источники света, см. выше): свечи надо держать сбоку на уровне плеч на расстоянии 30 см от ушей. Если вы сможете увидеть их в этом месте, то у вас хорошее периферическое зрение. Если вы не видите свечей, но ощущаете рассеянный свет, то начинайте медленно перемещать свечи вперед и по направлению друг к другу, постоянно удерживая их на расстоянии 30 см от головы, то есть они будут смещаться из периферического поля зрения к носу (рис.8-13).

Перемещая свечи, слегка потряхивайте руками, точнее, свечами в руках, чтобы свет колебался. Это движение, вызывающее колебание света, применяется во всех упражнениях для развития периферического зрения, поскольку именно движение стимулирует клетки периферического зрения. Оно привлекает внимание этих клеток и заставляет их работать.

Периферические клетки подобны глазам некоторых животных, которые реагируют только на движение и не способны видеть предмет, кроме как в движении. Следовательно, движение имеет особое значение в случае упражнений по развитию периферического зрения, которые выполняют в темноте, поскольку палочки - именно так называются клетки, используемые человеческим глазом преимущественно при слабом освещении - реагируют только на движущийся объект.

Отметьте для себя позицию, в которой вы действительно видите свечи, чтобы затем сравнить эту информацию с теми результатами, к которым вы придете после серии упражнений.

Когда вы освоите это упражнение и после того, как вы отдохнете, прикрыв глаза ладонями, попытайтесь двигать свечи от груди к подбородку (держа свечи на безопасном расстоянии, чтобы не опалить лицо) и от некой точки над головой ко лбу, чтобы измерить поле вашего периферического зрения в этих направлениях.

8-14. Чтобы убедиться, насколько может быть расширено периферическое зрение, начните с положения «свечи перед вами» и перемещайте их по направлению к боковым сторонам лица до того момента, пока еще можете их видеть. Подержите их около минуты в крайней точке, затем продвиньте чуть дальше, чтобы они едва минули ту точку, в которой еще были видны. Держите их точно в этой точке, закройте глаза и визуально представьте эти свечи: вообразите, что они именно там, где действительно находятся, но вы с легкостью их видите.

Через минуту откройте глаза. Многие обнаруживают, что теперь они могут с легкостью видеть свечи, хотя они находятся точно в той же точке, что и прежде. Если ваш результат будет именно таким, то снова переместите свечи чуть дальше из вашего поля зрения и повторите упражнение. Это упражнение «растягивает» ваше поле зрения, с его помощью можно стимулировать периферические клетки, которые ранее не использовались. Довольно часто этими упражнениями людям удается за очень короткое время расширить периферическое поле зрения на несколько сантиметров. У нас были клиенты, полностью неспособные видеть что-либо на периферии при дневном свете, которые очень хорошо реагировали на это упражнение.

Всегда помните, что это упражнение, приносящее расслабление и освежающее ваши глаза, может также оказаться для них утомительным, как и другие упражнения для развития периферического зрения, поскольку вы задействуете новые, не привыкшие работать клетки.

8-15. Упражнения для развития периферийного зрения можно выполнять и при дневном свете. Приклеив черный кусок бумаги размером 5 на 7,5 см посередине лба, сядьте и медленно двигайте головой из стороны в сторону. Глядите прямо перед собой, в бумагу, одновременно потряхивая кистями рук или двигая только пальцами с каждой стороны вашей головы, рядом с ушами, чтобы стимулировать работу ваших периферических клеток (рис.8-15).

Теперь закройте глаза и представьте себе свои движущиеся руки и комнату, медленно поворачивающуюся из стороны в сторону, причем попытайтесь вообразить, что поворачивается именно комната, а не ваша голова. Затем снова откройте глаза и повторите первую часть упражнения. Меняйте характер движения ваших рук, двигая ими то кругами, то вверх-вниз, то в стороны, воображая при этом, что ваше периферическое зрение расширяется.

Поскольку вы работаете при дневном свете, ваше внимание будет привлекать большее количество визуальной информации, чем в темноте. Следовательно, ваши глаза могут машинально вернуться к своей старой привычке, когда доминирует один глаз, делая работу, предназначенную для двух. Чтобы убедиться, что вы используете оба глаза, не забывайте сознательно следить за тем, что видит каждый глаз в отдельности. Время от времени полностью закрывайте оба глаза и визуально представляйте, что оба глаза хорошо видят то, что находится на периферии.

Снимите с лица бумагу, прикройте правый глаз правой рукой и, глядя левым глазом прямо вперед, стимулируйте периферию левого глаза, водя движущимися пальцами по периферии поля зрения, которая находится не только слева, но и снизу, сверху и справа. Повторите это с другим глазом. Суть этого упражнения в том, что с его помощью вы устраняете доминирование вашего сильного глаза: даже имея черную бумагу перед глазами, вы можете «забыть» о том, что и слабый глаз должен видеть, но одна-две минуты самостоятельной работы заставят его об этом вспомнить и вернут к жизни.

Возобновите работу двумя глазами одновременно с черной бумагой между ними. Когда вы почувствуете, что ваши глаза утомлены, остановитесь, закройте их, давая им отдых и воображая тьму до тех пор, пока они вновь не почувствуют себя сильными.

Теперь медленно двигайте голову вверх-вниз, воображая при этом, что это не ваша голова, а комната движется и перемещается в направлении, противоположном тому, в котором сейчас идет голова. Следовательно, когда голова опускается вниз, воображайте, что комната движется вверх, когда ваша голова поднимается, представляйте себе, будто комната идет вниз. Проделайте то же самое, сгибая верхнюю часть тела вниз и выпрямляясь. Еще один вариант - круговые движения головой.

8-16. Предлагаем далее очень простое и эффективное упражнение для развития периферического зрения. Прикрепив бумагу между глаз, держите указательный палец каждой руки перед соответствующим глазом, причем руки должны находиться приблизительно на расстоянии 30 см друг от друга и от лица. Теперь начните двигать пальцы кругами, сначала обоими пальцами в одном направлении, затем один - по часовой стрелке, а другой - против.

Убедитесь, что работают оба глаза: правый следит за движением правого пальца, левый - за левым пальцем. Пусть круги постепенно становятся все больше и больше, но выводить пальцы за пределы своего поля зрения нельзя. В этом упражнении, как и в других упражнениях для периферического зрения, вам лучше шевелить как пальцем, так и рукой при их движении, поскольку движение активизиpyeт периферические клетки.

8-17. Прогулка на автомобиле или ином транспортном средстве может стать основой отличного упражнения. Движение экипажа создает стимул для работы периферического зрения, то, чего вы добивались, двигая головой и руками в упражнении 8-15. Лучше всего при этом смотреть прямо, обращая в то же время внимание на картину, которая убегает назад по обе стороны от вас. Если вы не водитель, то можете усилить эффективность этого упражнения, прикрепив перед глазами кусок черной бумаги. Смотрите прямо в бумагу, мозгу быстро наскучит это зрелище, и ваше внимание будет обращено на движущуюся с боков картину. Если вы в поезде, то постарайтесь сесть лицом против движения поезда, в таком положении вы будете лучше осознавать движение.

8-18. Когда вы читаете, пишете или выполняете любую работу, которая связана с интенсивным использованием только центрального зрения, вы можете помочь своим глазам, шевеля руками или пальцами сбоку от глаз. Это движение реально снимает напряжение глаз от чтения. Мы часто перегружаем центральное зрение и пренебрегаем периферическим: узкие улицы, в которых толкается множество людей, узкие проезды, компьютеры, документы, напечатанные мелким шрифтом и с неразборчивыми данными, - все это как будто нарочно создано для перегрузки центрального зрения и сужения периферического. Противопоставить этому мы можем только упражнения для периферийного зрения.

8-19. Длинный поворот. Встаньте, широко расставив ноги, держите один указательный палец перед глазами на расстоянии приблизительно 60 см от лица и сфокусируйте на нем глаза. Затем отведите палец в сторону так далеко, как сможете, следуя за ним глазами, для чего вам придется поворачивать голову таким образом, чтобы палец всегда оставался прямо перед носом. Глядя на палец, вы должны следить за всей окружающей обстановкой, двигающейся в противоположном направлении.

После того как вы несколько раз проводите головой движение пальца в ту и другою сторону, продолжайте движение, позволив глазам сопровождать палец и двигаясь всем телом. Когда вы поворачиваетесь налево, поворачивайтесь так далеко, чтобы правая пятка оторвалась от пола, когда вы полностью повернетесь направо, то от пола оторвется левая пятка (рис.8-19А). Цель упражнения - повысить способность ощущать движение в то время, когда вы смотрите на что-либо.

Третий этап этого упражнения связан с увеличением разворота тела и с введением дополнительного элемента - наклона верхней части туловища в тот момент, когда вы смотрите вперед (рис.8-19В). После этого вы вытягиваетесь вверх и поочередно в стороны (рис.8-19С и рис.8-19Д).

Перемещение взгляда - умение видеть то, что стоит увидеть

Нормальный глаз делает множество быстрых скачкообразных мелких движений в секунду. Возможно, вы заметили, что глаза людей с очень хорошим зрением часто называют искрящимися, а взгляд пронзительным. Такое впечатление создается благодаря мелким непрерывным движениям, которые придают глазам не только этот особый блеск, но и обеспечивают ясное и острое зрение. Самих движений заметить нельзя ни при непроизвольной работе глаза, ни при сознательных усилиях рассмотреть что-то. Даже в том случае, когда вы выполняете специальные упражнения по перемещению взгляда, никто из наблюдающих за вашими глазами не обнаружит этих движений. Максимум того, что вы можете увидеть, это живость глаза.

Цель этих движений - задействовать центральную часть сетчатки, желтое пятно, которое является единственным местом острого, детального зрения. В центре пятна располагается центральная ямка, именно в этой точке глаз видит с наибольшей ясностью. Когда изображение попадает на любой другой участок сетчатки, большая доля нашей способности различать детали пропадает. Поскольку пятно очень маленькое, оно воспринимает каждый момент очень узкий участок поля зрения, хотя и видит этот участок до мельчайших деталей. Из-за этого нормальный глаз постоянно движется мелкими скачкообразными движениями, перемещая взгляд по полю зрения, чтобы получить через пятно постоянный приток визуальной информации.

Представьте себе, как формируется изображение на телевизионном экране, или компьютерную картинку в виде распечатки из точек, или картины импрессионистов, которые нарисованы не мазками, а отдельными точками, а затем вообразите, что вы дешифруете такое изображение точку за точкой, и вы поймете, как работает здоровое пятно сетчатки.

Один из элементов ухудшения зрения связан с этими скачкообразными движениями: они становятся медленнее, не столь мелкими и не столь частыми. Зрение затуманивается, поскольку детали теряют четкость или не различаются вообще. Мы обозначаем этот процесс как «замораживание» зрения. Это явление может быть следствием физических или эмоциональных причин, но в любом случае знаменует собой начало потери хорошего зрения.

Упражнения по «перемещению» составлены так, чтобы пятно могло вернуть себе естественную свободу движения. Как видно из названия, во всех этих упражнениях требуется перемещать центр внимания с места на место, имитируя нормальное скачкообразное движение глаза. Хотя это движение сначала вызывается сознательным усилием, со временем оно становится автоматическим процессом, который происходит без усилий, как и в здоровых глазах.

Непрерывное перемещение, как мы сказали, есть естественное состояние глаза. Любопытство и интерес заставляют людей двигать глазами, если только у них не появилась привычка пристально уставиться на что-то или если они не потеряли уверенность в том, что нормально видят. Когда мы смотрим на что-то, что доставляет нам удовольствие, глаза перемещаются с детали на деталь. Скука, страх, потеря любопытства и уверенности в своем зрении заставляют нас «замораживать» взгляд.

К этому же приводит постоянное использование ближнего зрения, если оно не уравновешено практикой дальнего зрения. Чем меньше движений мы делаем, тем больше мы «замораживаем» взгляд, тем хуже функционирует глаз: эта концепция движения является неотъемлемым элементом нашей работы и применима к любой части тела и любому его органу. Это справедливо для мышц, суставов, легких, нервов, органов пищеварения, справедлива она и для глаз. Способствовать правильному движению значит способствовать оптимальному функционированию.

Наше восприятие и ощущения также могут быть «заморожены», если мы позволим себе нечувствительность, позволим себе онеметь и не видеть, не слышать, не ощущать. Мы можем и часто отвергаем поток информации, который обрушивается на нас. Мы можем избирательно отключаться и часто делаем это, особенно в тех случаях, когда информация нам неприятна или нет интереса. Акт эмоционального или умственного отчуждения от окружающей обстановки может столь же эффективно лишить нас восприятия, как будто мы физически покинули данное место.

Следовательно, мы довольно часто смотрим, не видя. Мы упускаем из виду даже то, что увидеть очень легко, просто потому что ум и глаза не работают вместе. Отдых глазам очень нужен, но есть существенное различие между отдыхом и неиспользованием. Позволяя нашим глазам оставаться открытыми с тупым, несфокусированным взглядом, уставленным в одну точку, мы не предоставляем им отдых. С другой стороны, перемещение дает глазу отдых функциональный. Перемещение есть сознательное видение.

Когда вы тренируетесь в перемещении, то ключ к успеху лежит во взгляде «мягким» глазом. Этим термином мы обозначаем следующее: вы даете себе видеть то, что можете видеть, без напряжения, не принуждая себя увидеть что-то в частности. Вы не заставляете себя видеть ту или иную деталь с предельной четкостью. Вместо этого вы позволяете вашему уму и глазам вбирать в себя все, что перед ними предстает, не напрягаясь в усилии воспринять деталь, им еще не доступную.

«Мягкое» зрение особенно важно для тех, кому предписаны очки, независимо от того, сильные они или нет. Вы привыкли надевать очки, чтобы разглядеть детали, а тут вы должны добровольно лишить себя этого, по меньшей мере временно. Вы должны отказаться от своей потребности видеть детали, прежде чем вы улучшите свое зрение. Видение «мягким» глазом подобно прогулке с единственной целью: получить удовольствие от движений тела, не задаваясь вопросом, сколько калорий вы сожжете и насколько повысится тонус ваших мышц.

«Мягкий» взгляд впитывает в себя мир, а не завоевывает его. Смотреть на мир «мягким» взглядом означает дать глазам отдых, а не напряженную работу. Если конечная цель, разумеется, улучшить зрение, то цель перемещения - создание живого движения в глазах и усиление восприятия мозгом. Не пытайтесь видеть что-либо в частности, по-скольку любая ваша попытка будет означать напряжение глаз. Ваш взгляд будет зафиксирован на точке, которую вы пытаетесь разглядеть, «замрет», перемещение прекратится, и вы вернетесь к тому состоянию, с которого начали.

Если ваши глаза устанут во время перемещения, то произойдет это не потому, что перемещение требует усилий, а из-за вашей старой привычки смотреть с напряжением, чтобы разглядеть. Когда такое случится, вам лучше закрыть глаза и визуально вообразить прекрасные образцы случайного движения, такие, например, как накатывающиеся морские волны, летящие чайки, медленно падающие осенние листья или лепестки, осыпающиеся с цветущего дерева, или бегущие по небу облака. Пусть ваш ум полюбуется этими картинами минуту или две, а затем вы продолжите то изящное, легкое движение, которым глаза сопровождали облака, когда откроете глаза и окинете взглядом окружающий мир.

8-20. Начните работу по перемещению следующим образом: в течение недели занимайтесь только простым перемещением. Как только вспомните об этом, перемещайте взгляд с точки на точку, на что бы вы ни смотрели. Вместо того чтобы смотреть на «дерево», смотрите на отдельные его части, которые составляют зрительный образ дерева, а затем перемещайте взгляд с крупных на более мелкие детали. Помните, что надо правильно дышать и часто моргать, поскольку и то и другое поможет глазам двигаться свободнее и легче. Вас поразит количество деталей, которые вы увидите. Без каких-либо изменений в силе вашего зрения вы станете видеть гораздо лучше просто потому, что ваш взгляд станет осознанным.

8-21. Затем продолжите этот процесс и сделайте его продуктивнее, отмечая и те детали, которые вы подробно рассмотреть не можете. Например, вы четко видите дерево, ветку дерева и отдельный листок на ветке, но не можете рассмотреть жилки и пятна на листе. Пусть ваш взгляд без напряжения бродит по листу, отмечая его форму, цвет и так далее - все, что вы можете заметить, не заботясь о формировании точной картины листа. Просто смотрите, как ребенок или как инопланетянин, который видит нечто земное в первый раз.

Не заставляйте видеть, позвольте себе просто смотреть. Затем закройте глаза, припомните все детали, которые сможете вспомнить, и нарисуйте их в уме как картинку, резко контрастирующую с фоном. Представьте себе листок ярким, если основной фон темный, или цветным, если основной фон белый, и вообразите, что листок приближается к вам в то время, как фон блекнет, вообразите что-то резко разделяющее листок и фон.

8-22. Далее, приблизьте к себе мелкие детали, сделайте их более доступными. Возьмите картинку, которая вам нравится, и поднесите к лицу так близко, чтобы можно было рассмотреть каждую деталь, не напрягая зрения, а затем перемещайте взгляд с точки на точку. Если вы смотрите на лицо, то возьмите за отправную точку глаз и рассматривайте каждую отдельную ресничку по очереди, каждое цветное пятнышко радужной оболочки.

Переместите взгляд на лоб, разделите его мысленно на четверти, затем каждую четверть на восьмую часть, и так далее, пока не отыщете взглядом наименьшую возможную для рассмотрения единицу. Закройте глаза и воспроизведите в уме все детали, которые вы видели, затем откройте глаза и поищите взглядом Новые детали. Через некоторое время вы обнаружите, что контраст между отдельными деталями становится резче. У некоторых такое изменение происходит практически мгновенно, у других для его появления требуется несколько месяцев. Фактор времени несущественен. Главное - научиться видеть детали.

8-23. Смотрите на лица. Если мысль об этом вас смущает, тем важнее для вас это занятие. Взгляд в лицо, изучение деталей чужого лица есть действие, неприемлемое в определенных социальных ситуациях, и считается невежливым и даже агрессивным. Поскольку для многих из нас лица составляют основную часть окружающей среды, мы, в конечном итоге, начинаем избегать взгляда на основную, заслуживающую внимания часть окружающей среды.

Эта привычка чрезвычайно вредна для зрения. Мы намеренно не фокусируем взгляд на лицах, учимся смотреть «сквозь» лицо, делаем это ежедневно в лифтах, поездах, автобусах, а в результате теряем значительную часть своей способности фокусировать взгляд вообще. Возможно, вам удобнее будет начать избавляться от этой привычки в компании друзей или вашей группы поддержки по системе самоисцеления. Сядьте от вашего приятеля на таком расстоянии, чтобы вы не могли четко рассмотреть его лицо, и перемещайте взгляд с детали на деталь. Не обдумывайте увиденное, просто перемещайте взгляд в попытке, может быть, отыскать на лице нос и глаза, а может быть, сосчитать количество ресничек.

8-24. Перемещение можно делать и глядя на отдаленные предметы. Действительно, такой взгляд дает вам возможность смотреть, не вникая в подробности просто потому, что-вы разглядеть их не можете. НаЙдите себе место, предпочтительнее место красивое, с которого вам удобно смотреть вдаль. Очень удобно можно расположиться на вершине холма или на другом возвышенном месте. Глядите на самый отдаленный горизонт, и пусть ваш взгляд бродит с места на место, как будто вам надо воспроизвести очертания того, что вы видите.

Сначала вы, по всей вероятности, увидите только неопределенные формы, основные цвета и степень освещения удаленных объектов. Пусть ваш взгляд поиграет с этой картинкой, как, возможно, поиграл бы с творением абстракциониста. Затем сфокусируйте взгляд на более близких объектах и перемещайте его с точки на точку, Возможно, детали станут несколько отчетливее. Помните, что задерживать на них взгляд и с усилием рассматривать не следует. Просто насладитесь их видом, сохраняя мягкий, впитывающий окружающее взгляд.

Повторите этот процесс со следующим, еще более близким планом, и так далее, пока взгляд не переместится на объекты, расположенные прямо перед вами, на оконную раму, или на кучу листьев у ваших ног, или на ваши ноги. В этот момент попытайтесь разглядеть мельчайшие детали, которые можете различить. Всегда помните, что надо моргать и дышать, пока вы это делаете, как при всех упражнениях для глаз. Моргание само по себе есть форма перемещения, оно удерживает нас от постоянного рассматривания одной и той же картинки, оно способствует постоянному изменению характера воздействия световых волн на сетчатку.

Когда вы начнете работу с глазами, вы должны выделить в вашем расписании ежедневные по меньшей мере двадцать минут на упражнения по перемещению. Вы должны поставить перед собой цель добиться, чтобы перемещение стало автоматической функцией, а лучший способ достижения этого - перемещать взгляд всегда, как только вы вспомните об этом, а по мере того, как вы втянетесь в этот процесс, вы будете вспоминать об этом все чаше и чаще.

Однако существует необходимость начать с полной концентрации внимания на процессе перемещения. Эти тренировки представляют собой самый важный элемент системы улучшения зрения. Когда вы обнаружите, что выполняете перемещения автоматически, знайте: ваши глаза стали более расслабленными и ваше зрение на пути к улучшению.

Медитация - глаза закрыты ладонями

Очень медленно продиктуйте текст приведенной ниже медитации, записывая его на аудио, или поручите это сделать другу с глубоким успокаивающим голосом, чтобы затем прослушивать запись, закрыв глаза ладонями. Еще лучше записать голос на фоне успокаивающей музыки. Текст должен быть начитан очень медленно. Как только вы увидите в тексте знак ***, сделайте паузу в тридцать секунд, и пусть звучит только музыка. Примечания для диктора, взятые в квадратные скобки, записывать не надо. Эта запись постепенно подготовит вас к полной медитации на третий день.

Текст первого сеанса медитации с глазами, закрытыми ладонями

Расслабьте поясницу и вообразите, что она легкая. Расслабьте грудь и вообразите, что она легкая. Визуально представьте, что ваши руки согревают глаза. Теперь дышите глубоко, считая до шести, пока вдыхаете, и до девяти, пока выдыхаете. Вдыхайте: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Выдыхайте: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Вдохните снова и почувствуйте, как ваш живот расширяется, и выдохните, ощутив, как ваш живот опадает, шесть, семь, восемь, девять, ***.

Вдохните и вообразите, что дыхание расширяет вашу поясницу. Выдохните и ощутите, как поясница постепенно опадает, шесть, семь, восемь, девять. Вдохните: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Выдохните: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Вдохните и вообразите: ваша грудь, ребра, спина расширяются. Выдохните, позволив им опадать: четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Вдохните снова и вообразите: все ваше тело расширяется по мере вдыхания, опадает по мере выдыхания. Насчитайте десять таких вдохов-выдохов, ***.

Текст сеанса второго дня медитации с глазами, закрытыми ладонями

Повторите медитацию первого дня и продолжайте, слушая следующий текст.

Продолжая медленно дышать, вообразите, что ваша голова расширяется... и опадает по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваша шея расширяется по мере того, как вы вдыхаете... и опадает по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваши плечи расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваши руки от плеча до локтя расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете...

Вообразите, что ваши локти расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваши руки от локтя до запястья расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваши кисти и пальцы расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете...

Думайте о своих глазах как о мягких, больших и увлажненных... Вообразите, что ваши глаза расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете. Вообразите, что ваша спина расширяется по мере того, как вы вдыхаете... и опадает по мере того, как вы выдыхаете. Вообразите, что ваша грудь расширяется по мере того, как вы вдыхаете... и опадает по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваш живот расширяется по мере того, как вы вдыхаете... и опадает по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваш таз расширяется по мере того, как вы вдыхаете... и опадает по мере того, как вы выдыхаете...

Вообразите, что ваши ягодицы расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваши бедра расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваши икры расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете... Вообразите, что ваши ступни расширяются по мере того, как вы вдыхаете... и опадают по мере того, как вы выдыхаете... Теперь вообразите, что все ваше тело расширяется по мере того, как вы вдыхаете... и опадает по мере того, как вы выдыхаете...

(Сеанс медитации второго дня проведите в этот день три раза.)

Текст сеанса третьего дня медитации

(На третий день повторите первые два сеанса и продолжайте медитацию со следующим текстом. Если по каким-либо причинам вам не нравится слово «черный», замените его словом «темный», или «темнота», или «тьма», или «темно-синий».)

Визуально представьте себе черный цвет, но не пытайтесь навязать себе этот образ силой. Вообразите небо без звезд темной ночью... поезд, втягивающийся в туннель... белый парусник на черных волнах, течение черной реки. (Примечание для читателя: дайте здесь описание картинки или места, которые вам приятны и легко запоминаются, и окрасьте их в черные тона. Мысль о движении и о контрастном чередовании цвета расслабит зрительный нерв...)

Если образ исчезнет, то не беспокойтесь, все в порядке - не пытайтесь силой вернуть его назад... Вообразите, что вся ваша комната черная. Думайте о каждом предмете в вашей комнате и окрашивайте его воображением в черный цвет... ***. Расслабьте мышцы челюсти, вдыхайте через нос, выдыхайте через нос, продолжайте выдыхать через рот со вздохом облегчения. Чувствуйте себя совершенно расслабленным. ***. ***.

Далее...

Обновлено (09.07.2019 18:10)

 

Найти на сайте