Главная Толкование снов


Сновидение. Толкование снов

Полюбите психе: толкование сновидений

Сновидение. Толкование снов

Этот сон не был похож на те, что я видел обычно. Правильнее даже будет сказать, что я ничего не видел. Не было ни картинок, ни образов — ничего не было. Кроме того, весь сон вмещался в одно предложение из четырех слов. Вот и все сновидение: предложение, произнесенное чьим-то голосом.

Однако голос был необычный. Я будто слышал его не только ушами. Он шел словно бы изнутри моего существа, окружал меня и пронизывал. Вот что он произнес: «Во Вселенной тысячи реальностей».

«Во Вселенной тысячи реальностей» — звучание этих четырех слов вызвало во мне волну восторга. Нет, даже не восторга — это походило на экстаз, которого я никогда не испытывал ранее и который затронул каждую клеточку моего существа. Восторг был эмоциональный, физический и интеллектуальный. Таким мощным оказался голос, что я пробудился.

Безусловно, существует бесконечное множество миров. Но наш разум конечен и испытывает сложности с пониманием теории бесконечности. Бесконечность постигается воображением, как хорошо сказал об этом Альберт Эйнштейн: «Познание ограничено, а воображение включает в себя всю Вселенную».

За год до того, как я увидел этот сон, мне попался на глаза текст, написанный вавилонским рабби Хисды, жившем в IV веке. Этот мудрый человек писал, что предложил двадцати пяти толкователям свое сновидение и каждый из них истолковал его по-своему, но, что удивительно, все интерпретации оказались верными. Я понял: одной единственной правды быть не может.

Для меня это стало настоящим утешением. Я прочел текст рабби как раз перед тем, как закончил исследовательскую работу и готовился приступить к этой книге. Год спустя, когда я трудился над последней главой, мое сознание сновидения напомнило о существовании тысячи реальностей. Или, возможно, это было посланием от Божественной сущности, а может быть, во сне мне явился сам рабби Хисда. Не исключено, что это было мое высшее сознание, а скорее — все вместе взятое. Итак, в мире — множество истин и реальностей, которые великолепно соотносятся между собой. Перед тем как я приступил к последней главе книги, мне было важно снова получить подтверждение, что именно знание даст представление о единственной истине, хотя в реальности их количество бесконечно, как и количество миров бесконечно в реальности сновидений.

Безусловно, это означает, что единого подхода к пониманию сновидений не существует, как нет и никаких общих, универсальных символов. В сознании сновидения мы все переживаем собственные реальности. Вместе с тем у каждой культуры есть набор общепринятых символов. Но так как существует очень много неповторимых культур и сообществ, то универсальных для человечества символов быть просто не может.

Когда мы ищем у сознания сновидения совета или нового понимания, то исследуем неизвестное. Точно так, как сны сами по себе представляют путешествие в неизвестное, и наше восприятие сновидений становится дорогой в неизведанное. На сновидения не может быть правильных или неправильных ответов. Богатая и многослойная текстура ткани снов позволяет исследовать их самыми разными способами. Оставаясь открытыми к восприятию миров нашего сознания сновидения, мы можем по-настоящему оценить калейдоскоп его мудрости.

Если мы принимаем тот факт, что существует по меньшей мере две правды, то должны принять и реальность бесчисленного количества миров. Звучит просто, но очень часто мы забываем, насколько привыкли мыслить в категориях «правильно-неправильно» и терминах одной-единственной правды. Требуется сознательно сменить схему мышления, чтобы избавиться от старой привычки все оценивать.

Мудрость сознания сновидения передается языком сновидений, который отличается от языка обычной жизни. Язык сновидений близок по своей форме к языку поэзии, а не прозы. Он скорее освещает, чем описывает, и в нем отсутствуют логические связи. Если мы будем пытаться понимать сны исключительно с помощью логики, то придется столкнуться с большими сложностями.

Язык сновидений состоит из символов, выражающих некие понятия. Что, например, символизирует собой стул? На ум приходят сразу несколько ответов: он может означать перерыв в работе, место власти (как подобие трона) или необходимость уделить чему-то внимание (что мы делали в школе, сидя за партой?). Вы можете наделить стул любым другим символическим значением. Символы дают возможность взглянуть на мир по-новому через призму обычных вещей. Именно поэтому мы можем использовать метафоры. Как и символы, они выводят за пределы того понятия, которое выражает слово, но охватывают собой чуть больше смыслов. В начале первой главы мы говорили о метафорах: с их помощью мы можем переносить сознание бодрствования в сознание сновидения и наоборот.

Метафоры и символы подобны волшебным зеркалам, отражающим больше, чем можно увидеть в обычном зеркале. Прекрасно выразить это удалось моей подруге Прарто Серено:

Кто-то может сказать, что метафора, как клей, на котором держится вся Вселенная. Но я скажу, что все уже и так объединено, а метафора просто отражает одно в другом. Мне приходилось слышать определение, согласно которому «метафора сравнивает разнородные предметы». Эта фраза заставляет меня вздрагивать, так как разнородность — это «слепое пятно» нашего сознания, а метафора как раз открывает нам глаза.

Как мы обучаемся языку символов и метафор? Да, мы уже умеем на нем говорить. Требуется лишь одно: помнить, что существуют тысячи различных миров. Если мы будем думать, будто символ можно воспринимать «только так, а не иначе», метафору понимать лишь в определенном ключе, а сновидения толковать неким «единственно правильным образом», мы утратим уйму богатства! Когда мы смотрим на мир сквозь «культурные очки», мы забываем о них и не способны вообразить иную точку зрения!

Когда я начал писать эту главу, то был уверен, что все традиционные толкования сновидений абсурдны — набор смехотворных суеверий, которые, впрочем, забавны. Я был убежден, что людям следует забыть все, что они говорят о символизме и значении снов, и вместо этого попробовать понять, что же сновидения значат на самом деле.

По мере того как я узнавал больше о символизме сновидений у разных народов, я понимал, что в каждой культуре люди используют какие-то свои, свойственные им символы и что именно эти символы применяет их сознание сновидения, когда взывает к их мудрости. Тогда я стал иначе воспринимать стандартные толкования сновидений — просто как другую реальность.

По правде говоря, не может быть правильных или неправильных символов. Поскольку символы вызывают отклик в нерациональной части человеческой личности, они могут оказывать очень мощное воздействие. В частности, именно поэтому они так широко используются для манипуляции сознанием масс. Например, в XX столетии одним из мощнейших символов стала свастика. Прекрасно понимая всю пользу символов, нацистское руководство целенаправленно разработало целый ряд визуальных символов, которые нашли отклик у миллионов немцев. Помимо свастики они выбрали эмблемой военно-воздушных сил сверкающую молнию, которая отсылала к древнескандинавским легендам, а эмблемой СС была мертвая голова. СИМВОЛЫ находят ОТКЛИК. Чем больше мы отдаем себе отчет в том, как они воздействуют, тем меньше они нами управляют, а мы получаем возможность проследить, о чем они говорят.

Сейчас, конечно, существует огромное количество разной литературы о символах сновидений. Помню, когда мне было девять лет, я увидел у няни толстую книгу «Сонник тетушки Салли» (Aunt Sally's Dream Book). Охваченный любопытством, я часами рассматривал иллюстрации символов сновидений. Каждую картинку сопровождал небольшой текст с описанием значения. Тетушка Салли, несомненно, занималась гаданием, так как все символы были связаны с тем, что должно было бы произойти, если бы вы увидели эти символы во сне.

Я помню, в то время тетушка Салли с ее толкованиями казалась мне глупой. Как может один символ — любой — означать для всех одно и то же? Разве человек, занимающий пентхаус в Нью-Йорке, и бедуин в лагере в пустыне Ливии воспринимают все символы одинаково? Один ученый, изучающий африканский народ пупе, предположил, что даже среди людей, нравы которых он исследовал, встречаются абсолютно разные принципы толкования сновидений — настолько разные и непохожие друг на друга, что бросают вызов самой универсальности.

В девять лет я не знал, что книга тетушки Салли была частью тысячелетней традиции сонников.

Первая книга сновидений появилась, вероятно, на Древнем Востоке, в регионе Плодородного полумесяца. Здесь же была написана и первая книга о предзнаменованиях. Эта местность долго считалась колыбелью всей западной цивилизации. Именно здесь люди впервые организовали масштабное постоянное сельское хозяйство и перестали зависеть от прихотей природы.

С ростом сельского хозяйства больше стало и властей. Появились управляющие, жрецы и даже цари, которые старались постигать внутренние механизмы своих обществ. Эти люди предлагали официальный взгляд на вещи — то, что раньше определялось местными властями и даже отдельной личностью. Именно руководящей верхушкой того времени была составлена первая книга сновидений.

С тех пор толкование сновидений утратило личный и даже социальный аспект. Оно приобрело характер организованной системы верований. И конечно же отражало мировоззрение человека, составлявшего сонник. Толкование сместило свой фокус с личного откровения и понимания на принятую систему верований.

Четыре тысячи лет тому назад египтяне создали свою Книгу сновидений, в которой раскрывались значения снов и их символов. В Индии тоже существовал подобный фолиант: «Атхарва-веда», датируемый 1500-1000 годами до н. э. В 1020 году до н. э. в Китае появилась аналогичная прекрасно структурированная «Книга Чжоу Канга о благоприятных и неблагоприятных снах» ( Chou Kung’s Book of Auspicious and Inauspicious Dreams), содержащая шестьдесят восемь текстов о драконах, змеях и прочих диких животных и пятьдесят шесть — о горах, камнях, деревьях и других растениях.

На Западе первыми занялись сонниками древние греки. В ранних исламских культурах интерпретация снов превратилась в целую науку ильм-аль-табир — искусство толкования сновидений, что стало толчком к появлению многочисленных табир-панех (сонников). В VIII веке н. э. первый сонник появился в Персии, а в XV написали свою Книгу сновидений (Book of Dede Qorqut) турки.

В арабских странах толкование сновидений было частью повседневной жизни. Ученые трудились над составлением каталогов сновидений, пытались их систематизировать и разбить на типы. Вероятно, из всего ряда этих трудов наиболее величественным проектом можно назвать книгу Taatire El-Ana mbitabir El-Manam (To Make the World Happier by the Interpretation of Dreams).

Как правило, в первую очередь Книги сновидений появлялись в тех обществах, где сильнее всего проявлялось влияние управляющего и духовного класса. Постепенно, с превращением процесса толкования сновидений в общественно-государственную политику и утраты им частного, субъективного характера, живое, динамичное и естественное объяснение снов закостенело, сохранив в себе лишь крупицы того знания, которое передавалось из поколения в поколение.

Задача сонников — систематизация вариантов толкования сновидений. Однако все они — от древних ассирийских текстов до современных трудов «тетушек Салли» — лишают собственного сновидения, предлагая приемлемый метод интерпретации, но неизменно оторванный от личного опыта сновидца. В таком виде любой сонник всегда обезличивает весь сновиденный опыт отдельно взятой культуры.

Суть в том, что сны мы видим в одиночестве. И каждый сон — сугубо личная реальность. Сознание бодрствования может меняться, но очень сложно управлять ходом сновидения. Несмотря на то, что обществом принимается мнение о возможности дать единственно верные интерпретации сновидению, само оно свободно от оков, мнений и каких бы то ни было рамок.

Подобные попытки культурных и личностных ограничений предпринимались на Западе в первых веках новой эры, когда отцы ранней христианской церкви были убеждены в силе сновидений и считали, что люди склонны скорее прислушиваться к своим снам, нежели к тому, о чем говорят проповедники.

Парадокс в том, что церковь дискредитировали частные сновидения, пренебрегая примерами из Ветхого и из Нового Завета о Божественных посланиях, передаваемых во сне. Разве не было Иосифу, мужу Марии, предсказано во сне рождение Иисуса? Конечно, церковь не могла ставить под сомнение все сновидения, но и допустить, чтобы каждый начал считать свои сны божественным откровением, тоже не могла.

Люди — существа социальные и клановые. Мы живем, едим, творим, размножаемся и умираем в обществе. Несмотря на то, что люди распространились по всему земному шару, мы все равно предпочитаем жить в определенных культурных группах, члены которых разделяют одни и те же убеждения, взгляды, опыт.

И все это находит отражение в сновидениях, наполненных известными символами, как и сны других членов сообщества. Эта некая общность мира сновидений таит в себе мудрость сознания сновидения, которое обращается к нам посредством знакомых каждому из членов одного сообщества символов, связанных с местом проживания и культурой. Культура же, с которой мы себя соотносим, обеспечивает некое подобие «очков», сквозь линзы которых мы воспринимаем реальный мир и мир сновидений; они имеют тенденцию исчезать, как только обстановка меняется.

В снах мы пользуемся окружающим нас исходным материалом, узнаваемым в многочисленных культурах, но символическим. К примеру, динариды Восточной Европы считают сны, в которых встречаются тьма, полет или кровь, дурными предзнаменованиями. Но иногда исходный материал дает весьма специфические символы, связанные с культурным пониманием и истолкованием. Например, у тех же динаридов услышать во сне кукушку, увидеть церковь, крест, похороны или священников означает горе или скорую смерть.

Если видишь во сне голого человека, его ждет бедность. Если же ты видишь во сне голым себя, то ничего плохого не случится.

Африканский народ риф

Люди всегда будут пребывать между известным и неизвестным мирами. Путешествие к неизвестному заставляет двигаться вперед. И в пути мы опираемся на знания и открытия, данные культурой.

В прошлом, когда изменения происходили медленнее, а потому мало заметно, казалось, будто ничто не меняется, сообщества пребывают в первозданном. Например, в начале XX столетия в Вермонте часть людей была отделена от остального населения горной грядой; так было на протяжении нескольких поколений. Люди жили в деревнях по разные стороны горного кряжа, но при этом были связаны между собой общей культурой и кровными узами.

Большая часть истории человечества прошла во времена малозаметных перемен и «плотно сбитых» сообществ. В такой среде люди разделяли одни и те же ценности, систему верований и подход к истолкованию сновидений. Продукт подобных культур — общепринятые символы, если хотите, устные Книги сновидений, в которых определенные объекты сна получали собственное толкование. Так, у африканского народа азанде есть набор готовых толкований сновидений, которым они пользуются, когда хотят понять значение своих снов. Среди народов Камчатки также имеет место ряд закрепленных ритуалом толкований, на которые опираются, интерпретируя увиденное во сне.

Во всем мире представители разных культур доверялись людям, выбравшим делом жизни искусство толкования сновидений. От камчатских шаманок до психиатров с Парк-авеню во всех обществах существовали и существуют носители символов своей культуры, к которым приходят за толкованием снов.

Если видишь во сне, как тебя целует или зовет по имени умерший родственнику то жди скорой смерти.

Из сербских сонников

В иудейско-христианско-исламской культуре почитают ветхозаветного патриарха Иосифа, который в период своего пребывания в Египте толковал фараону сны. Примечательно, что со временем толковательницами сновидений в Египте стали женщины. Бразильский народ муидуруку воспитывает чезере-тайбитчаньен (тех, кто знает, как объяснить сон) с детства, давая ребенку специальные снадобья.

Почти в каждой культуре есть набор символов, проявляющихся в сновидениях ее представителей. Важно понимать, что сознание сновидения использует эти символы, чтобы передать сновидцу свою мудрость. Индийский народ мурия верит, что в реках живут существа, называемые Ер Каньянг, питающиеся менструальной кровью, смываемой с одежд. Ер Каньянг — одинокая наяда, которой не с кем переброситься даже словом, поэтому она часто приходит во сне к девушкам. Считается, что когда девушка видит это во сне, это знак скорых месячных; если ей снятся огонь или полет — цикл будет нерегулярным; пересохший пруд — к скорому завершению кровотечений. Таким образом, сознание сновидения использует символы, чтобы передать сновидцу сигналы его тела. Очевидно, подобные интерпретации связаны с действительностью, поскольку менструации случаются у женщин по 12-13 раз в год, что дает возможность установить систему и, таким образом, проследить правдивость соответствующих снов.

В нашей культуре схожие символы сновидений у беременных женщин выявил Роберт ван де Касл, ученый и известнейший в США исследователь сновидений. Похоже, женщины переводили в символы и архетипичные образы те изменения, которые происходили в их теле. Касл заключил, что сновидения могут быть ясными индикаторами физических перемен в теле, которые сознание сновидения отражает и преобразовывает в символы.

Символы в нашей жизни

Бенджамин Франклин фактически провозгласил «национальной птицей» едва оперившихся Соединенных Штатов Америки индейку. Именно она помогла колонистам выиграть борьбу за выживание. Можете ли вы себе представить, как изменилась бы история США, если бы их гербом была выбрана индейка, а не орел? Как выглядел бы флагшток с сидящей наверху индейкой?

Символы окружают нас повсюду. Некоторые мы замечаем, другие ускользают от нашего внимания. В этом упражнении мы попробуем узнать, какие же символы соседствуют с нами.

1. Выберите в журнале или газете изображения, которые вас чем-либо тронут. Это может быть реклама (в ней всегда используются символы), статья, рисунок или фотография. Главное, чтобы изображение не оставило вас равнодушным.

2. Вырежьте эти изображения. Сделайте это аккуратно, так, чтобы получилась картинка только того образа, который вас затронул.

3. Определите, что чувствуете, глядя на каждое изображение. Какое чувство вызывает каждый образ? Связаны ли с картинкой какие-нибудь воспоминания или переживания?

4. Составьте из вырезанных картинок коллаж. Найдите большой лист бумаги, возможно, придется купить его в магазине. Впрочем, бумага не должны быть дорогой, подойдет и простая упаковочная. Найдите клей (сгодится любой) и, пропитав им бумагу, составьте коллаж. Картинки вполне можно накладывать друг на друга. Пустые места между ними оставлять вовсе не обязательно! Приступая к приклеиванию, поразмышляйте, только не очень долго, над тем, как именно хочется расположить картинки на листе.

5. Может быть, какие-либо из этих образов появились в ваших снах? Как вы отнесетесь к тому, что, возможно, один-два или даже все эти образы вы увидите во сне?

Иногда змея - это просто змея

Как вы уже могли догадаться, универсальных значений для каждого символа не существует. К примеру, во многих культурах разных частей света символическое значение приобрели змеи. В иудейско-христианской традиции под видом змея Сатана обольстил Еву, и она вкусила яблоко. А Святой Патрик изгнал змей из Ирландии. В иудаизме и христианстве змеи — символ злых сил.

Но давным-давно, в дохристианской Европе, змеи считались священными. В религиях, почитающих Богиню, змея из-за её способности сбрасывать кожу стала символом обновления и перемен. Таким образом, Святой Патрик, изгнавший из Ирландии змей, символически вымел с острова древнюю религию.

Змеи приобретают символическое значение во многих культурах. В древнем Египте, например, змея символизировала космическую энергию Добра или Зла. В Китае змея, кусающая себя за хвост, стала символическим выражением принципа инь-ян. Две змеи, обвивающие жезл-кадуцей римского бога Меркурия — символ медицины. Древние индусы считали, что змея воплощает в себе жизненную силу кундалини, которая лежит, свернувшись подобно змее, в основании позвоночника. Раскрытие силы кундалини может привести или к просветлению, или к безумию.

По-арабски змея будет звучать как эль-хайяях, а жизнь — эль-хайят эль-хай, что дословно можно перевести как «жизнь дающий» или «тот, кто награждает жизнью». Таким образом, змея считается дарительницей жизни. Греческие богини Артемида, Геката и Персефона изображались со змеями в руках. У греков и египтян змея символизировала женский принцип, в других культурах она могла представлять как мужскую, так и женскую природу. Также змея — двойственный символ и для малазийского народа сеноев. В сновидении она могла представлять штормовой ветер или инцест, в зависимости от того, в каком контексте она появлялась.

Чаще всего появление змеи во сне означало опасность. В сельских районах Болгарии считается, что если солдат видит во сне змею, можно не сомневаться: его ждет смерть в бою. В деревнях Сиккима, расположенных высоко в Гималаях, верят, что змея во сне непременно означает беду, так как этот район буквально кишит ядовитыми гадами. Проживающий в этой области народ лепча уверен: змея во сне предвещает опасность в реальной жизни. Примечательно, что в мифологическом наследии лепча образ змеи представлен мало и лишен сексуальной подоплеки. В качестве фаллического символа у них выступает кукурузный початок.

Народ ашанти из провинциальной Ганы, как и лепча, относится к змеям недружелюбно. По их мнению, ядовитые гады могут напасть на человека в любой момент, а потому змея в сновидении — символ очень опасного врага.

Народность бадага из горного района Нилгири на юге Индии, рассматривает сны как диагностическое, предсказательное и описательное средство. Змею во сне, по их мнению, следует воспринимать как знак: в доме у того, кто ее увидел, нечисто и неспокойно. Народ пуэбла из мексиканского Оаксаки признает: змея — неблагоприятный знак, указывающий на крупную ссору или тюремное заключение, но иногда он может обозначать деньги.

Большинство коренных народов Северной Америки считает змею символом силы. Если индеец-пайют видит во сне змею, это может означать, что ему передалась во сне сила шамана. Апачи Белой Горы тоже с благодарностью принимают в сновидениях Песни Змей. Для них это знак преодоления страхов.

Представители индийского народа бхилаев не наделяют змей каким бы то ни было символизмом: змея — это только змея, не более.

Остается лишь добавить, что одной из самых известных интерпретаций этого символа стало наблюдение Зигмунда Фрейда: «Змея следует считать одним из важнейших символов мужского детородного органа».

Самостоятельный полет

Это упражнение для тех, кто никогда не испытывал во сне ощущения полета. А также для тех, кто испытывал.

1. Найдите спокойное место, устройтесь поудобнее и закройте глаза. Можете попробовать сделать это в середине дня или перед отходом ко сну. Результаты, скорее всего, будут отличаться.

2. Представьте себе, что умеете летать. Представьте, что у вас есть крылья и с их помощью или без них — это зависит только от вашей фантазии — вы можете оторваться от земли и свободно взлететь.

3. Мысленно представьте, как взлетаете. Будьте, насколько это возможно, реалистами даже в такой ситуации. Не пытайтесь пробить головой потолок, вместо этого лучше мысленно откройте окно. Так будет гораздо проще!

4. Обращайте особое внимание на знаки, которые встретятся по дороге. Вы можете взлететь так высоко, как пожелаете. Или скользить над самой поверхностью земли. Все зависит только от вашего воображения. Вы можете отправиться куда захотите и так быстро, как пожелаете. Оглянитесь: что вы видите вокруг? Каким кажется все с такой высоты? Что вы видите такого, чего нельзя увидеть с земли?

5. Возвращайтесь на землю. Как вы себя чувствуете?

Что вы думаете - не имеет значения

Если во сне вы видите себя нездоровым, есть повод для беспокойства, не так ли? Не так. Если снится, что вы потеряли все деньги, на утро вы побежите открывать счет в банке, правильно? Неправильно! Если бы все сны были настолько просты, нас едва ли заботило бы то, что нам снится.

Язык сновидений странен и непредсказуем. Его составляющие не всегда значат то, что они обозначают. Иногда — прямо противоположное.

Если видишь во сне спелые помидоры, ребенок умрет.

Из толкования сновидений индейцами-майя (полуостров Юкатан)

Люди всего мира подмечали необычность языка сновидений. У многих народов сложилась практика толкования элементов сна исходя из противоположных значений. Например, в Иране считается, что увидеть человека во сне трупом означает в реальной жизни его силу и здоровье. Если снится кровопролитие — ожидай приятных событий.

Точно так же считают зулусы, по мнению которых увидеть во сне больного человека мертвым означает, что тот скоро выздоровеет. А вот чья-то свадьба или танец в сновидении предвещают смерть или горе.

Африканский народ ашанти тоже толкует сновидения методом «от противного». Если снится, допустим, что испачкался в нечистотах или упал в отхожее место, то в ближайшее время привалит денег! Зато найти во сне деньги — в реальной жизни их потерять. Вот так.

Сновидения о торговцах, незнакомцах и иже с ними всегда предвещают опасность, болезнь или даже смерть.

Из толкования сновидений филиппинским народом Висайя

Представители народности коль из центральной Индии считают очень благоприятными сновидения, в которых кого-либо оплакивают, так как, с их точки зрения, для сновидца это означает близкое счастье; а сны о смерти больного обещают тому скорую поправку. На другой стороне земного шара индейцы-майя также верили, что плачущие люди во сне — добрый знак, предвещающий удачу, а смех, наоборот, предупреждает о скорой печали. Таких же взглядов в трактовке сновидений придерживались и представители нуле: плакать во сне — к удаче, смеяться — к смерти.

Люди пытались истолковать сновидения с тех самых пор, как начали их видеть, а вместе это всегда получается лучше, чем поодиночке. Люди — существа общественные. Мы живем и воспитываемся в обществе, а для многих народностей общество становится силой, подчеркивающей важность понимания сознания сновидения.

Первые попытки понять сны мы делаем в детстве. Индейцы-оджибве поощряют детей запоминать сновидения и каждое утро просят рассказать о них. Оджибве считают, что чем раньше ребенок начнет запоминать сны, тем восприимчивее будет к видениям, ожидающим его во взрослой жизни.

Игра с маленьким сновидцем

У вас есть дети? Если ваш ребенок еще не в том возрасте, когда покидают отчий дом, и пока живет вместе с вами, поговорите с ним утром о его снах. Пусть он просто поделится своим сновидением. Не надо его ни оценивать, ни стараться разгадать.

1. Выберите время, когда дома будут все члены семьи. Наилучшим временем будет утро — завтрак, когда вы еще не втянулись в повседневную суету, а сновидения свежи в памяти.

2. Поделитесь с домочадцами сновидением. Всегда лучше начинать с себя, а не заставлять кого-то делиться его сном. Но конечно, нужно, чтобы у вас был наготове такой сон. Поэтому, чтобы начать совместное обсуждение сновидений, дождитесь, пока не приснится сон, которым захотелось бы поделиться с родными. Не пытайтесь осмысливать сновидение, когда будете его рассказывать. Просто делитесь им.

3. Спросите других членов семьи, хотят ли они тоже рассказать свои сны. Обычно дети, особенно маленькие, с удовольствием откликаются на это предложение.

4. Избегайте оценок и интерпретаций. Если ребенок хочет истолковать свой сон, предоставьте ему такую возможность. Но остерегайтесь предлагать свою интерпретацию. Суть в том, чтобы расслабиться и приятно провести время, скажем, за завтраком, а не выносить что-то на повестку дня.

Возможно, захочется проводить подобные беседы каждый день. Сновидения всегда привносят опыт и свежие впечатления. Иногда дети сами начинают первыми рассказывать сны и немного их приукрашивают. Пусть так. Это говорит, что сознание сновидения подступает к сознанию бодрствования и включается в работу воображение. В этом нет ничего плохого.

Чем быстрее сновидения становятся частью повседневного опыта, тем глубже люди начинают их исследовать. Во многих культурах принято ежедневно делиться своими снами. Народность яма с мыса Горн каждый день начинает с того, что кто-либо из взрослых рассказывает интересное сновидение. А если кому-нибудь приснится особенно яркий и живой сон, тот человек может разбудить членов семьи посреди ночи, чтобы рассказать о сновидении. Люди яма всегда запоминают сны, уделяя беседам и размышлениям о них повышенное внимание.

Если мужчине снится заварной чайник, это значит, что жена ему изменяет.

Из толкования сновидений индейцев-ирокезов

В обсуждении сновидений участвуют все члены племени ирокезов. Они воспринимают сны серьезно и вместе с тем легко, считая их Божественными посланиями, которым необходимо следовать.

Если кто-то увидит себя во сне мертвым, это значит, что он лег спать с переполненным желудком.

Из толкования сновидений индейцев-ирокезов

В определенные праздничные дни вся община ирокезов собирается, чтобы обсудить сновидения. Посетитель с грустным и удрученным видом входит в типи и объявляет, что хотел бы рассказать сон. Затем просит присутствующих догадаться, что это было за сновидение, и предложить свое толкование. Гость переходит из дома в дом, выслушивая различные толкования до тех пор, пока не будет удовлетворен предложенной интерпретацией или пересказом своего сновидения уже в несколько измененном виде. Игра прекращается, когда гость говорит, что его сновидение разгадано. Если сновидение предполагает некое действие, то рассказчик его совершает.

Если кто-то увидит во сне тигра, пусть знает: на следующий день ему нанесет визит богатый человек.

Из толкований сновидений народом мяо из Китая

Практика совместного обсуждения сновидений сохранилась во многих сообществах, несмотря на все попытки ее подавить. Например, в мексиканских деревнях индейцев-цельталей, где сильно влияние католической церкви, привычка делиться сновидениями расходилась с догмами официальной религии, но тем не менее по вечерам родственники и друзья продолжают собираться у кого-нибудь дома и рассказывать мифы и легенды, вплетая в них свои сновидения.

Потребность делиться сновидениями весьма сильна и наблюдается у самых разных народов но всему миру. На Камчатке и Курильских островах представители коренных народов этих мест каждое утро рассказывают увиденные сны. Для народа темиар возможность делиться сновидениями настолько важна, что это даже нашло отражение в их языке. Первое, что говорят представители этого народа друг другу утром: «Малуу?», то есть «Где ты побывал?». После этого вопроса члены семьи рассказывают о путешествиях, которые совершили ночью.

Разрыв между сновидческим и бодрствующим сознанием можно сократить, если продлить сон наяву. В этом упражнении предлагается вариант детской игры, в которой группа людей придумывает одну историю. Хорошо, если участников будет больше чем трое.

1. ОДИН ИЗ участников рассказывает начало сновидения, которое ему действительно приснилось. Это может быть как новый сон, так и давнишний. Первый игрок должен предложить не просто несколько слов, а рассказать часть сновидения, дав, таким образом, некую завязку.

2. Второй участник продолжает рассказывать сновидение с того момента, на котором остановился первый. Смело проявляйте фантазию, но старайтесь не выходить из рамок. От вас потребуется сказать больше, чем несколько слов.

3. Третий участник продолжает рассказ с того момента, где остановился второй, и так далее, по кругу. Важно продолжать именно с того места, на котором остановился предыдущий рассказчик. Старайтесь сохранить «язык» сновидения; история должна звучать и ощущаться как сон.

4. Пусть каждый расскажет свою часть сна. Одного круга будет достаточно. Итак, все вместе вы придумали сновидение. После того как закончите, можно вместе рассмотреть готовое сновидение и попробовать его истолковать.

Продолжение сновидения

В этом упражнении мы снова перенесем сознание сновидения в сознание бодрствования, для чего попробуем написать продолжение какого-либо сна.

1. Вспомните какое-либо сновидение. Лучше всего, если это будет сон, в котором осталось нечто недосказанное.

2. Запишите сновидение. Если вы уже записывали его в дневник, то перепишите.

3. Продолжите сюжет сновидения с того места, в котором оно обрывается. Именно так: попробуйте придумать продолжение сну. Пусть он развивается в новом направлении, в каком вы сами пожелаете.

4. Чем отличается придуманная вами концовка сновидения от той, какой она была вначале? Изменились ли ваши ощущения? Если да, то как именно? Что изменилось в сюжете сна?

В моих сновидениях большая часть сюжетов разворачивается в Бронксе. Удивительно то, что сам я никогда в этом районе не жил, но здесь был дом бабушки и дедушки. Когда мне снится, что я теряю дорогу, то всегда я пытаюсь найти выход из хитросплетений улиц Бронкса. Видеть во сне Бронкс с его переплетенным «спагетти» проспектов и автобанов, в которых абсолютно невозможно ориентироваться, я начал, уже будучи взрослым. Или вот еще: мне может присниться метро Бронкса — запутанное, как никакой другой участок нью-йоркской подземки.

В сновидениях мы творим окружающее пространство и очень часто возвращаемся в него.

В упражнении, которое приведено ниже, остановимся на подобных местах и, быть может, узнаем чуть больше о том, куда же мы на самом деле хотели отправиться.

1. Припомните место во сне, в котором часто бываете. Замечательно, если это будет место, которое снилось не один раз.

2. Связано ли оно с каким-либо местом в реальном мире? Обычно имеется подобие между местностью из сновидения и местом, в котором вы бывали в реальности, хотя иногда мы создаем пространства, которых нет на земном шаре.

3. Что вы делаете во сне, когда оказываетесь в этом месте? Совершаете ли вы всегда одни и те же действия? В моих сновидениях о Бронксе, к примеру, я всегда теряю дорогу.

4. Откуда вы пришли и куда направляетесь? Попытайтесь определить, как оказались в этом месте и куда собираетесь идти дальше.

5. Как вы себя чувствуете в этом месте? Испытываете ли вы в этом месте какие-нибудь чувства? Меняются ли ощущения каждый раз, когда вы снова оказываетесь в этом месте, или ваш сон повторяется?

6. Нарисуйте карту, с помощью которой можно было бы добраться до вашего места из сновидения. Безусловно, от вас не требуется нарисовать обычную дорожную карту. Рисунок должен отражать географию местности из сна. Отметьте на карте промежуточные остановки. Не исключено, что захочется набросать и план самой местности, нарисовать ее картинку.

7. Проверьте местность на точной карте. Проверьте, возможно, какие-то места окажутся очень близкими к тем, что вы видите в своих снах.

ИСТОРИЯ-СОН

Как я научил себя с помощью пушки

Подходил срок сдачи редактору рукописи этой книги. Напряжение нарастало. Множество раз я чувствовал, что отвлекаюсь, и не последнюю роль в этом сыграл Интернет. Я заставил себя сконцентрироваться — это был единственный выход.

И тут ворвалось сознание сновидения. Я готовил главу о творчестве во сне, как вдруг стало казаться, что я пытаюсь нечто отыскать. Что именно было этим «нечто», я понять не мог, и тут мне снится сон, в котором я пытаюсь подобрать секретный код, чтобы открыть какую-то дверь. Во сне я напряженно думаю над этим, и вдруг пароль выскакивает из «ниоткуда», как появляются иногда окошки паролей на мониторе компьютера. Паролем оказался номер рейса, которым я часто летаю. Какой во всем этом крылся смысл? Я мог открыть секретную дверь с помощью знаний, которыми уже обладал.

На следующее утро после того, как мне все это приснилось, я встал и попытался заставить себя работать. Я принуждал себя, и, естественно, у меня ничего не клеилось. Ночью я видел сон, в котором преподавал, наставив на учеников пистолет. Обращаясь с аудиторией столь нетрадиционным образом, я понимал, что мало чему смогу научить ее.

На следующее утро я сумел кое-что написать, и работа пошла легче. Кроме всего прочего, я ведь писал о воображении и творчестве, о том, как дать возможность сознанию сновидения наполнять сознание бодрствования.

Той ночью я видел сон, в котором разрабатывал новый метод творческого обращения со словами. Послание было простым: я наконец-то позволил сознанию сновидения вдохновлять меня. Сны предлагают иную правду; они непрестанно напоминают о том, что мы живем по крайней мере в двух реальностях. Они — учителя, и если мы не будем их ни о чем просить, то сможем многому научиться.

Суть заключается в том, чтобы не искать смысл в сновидении, а дать этому смыслу возможность проявить себя самому. Когда мы спрашиваем себя: «Что это значит?», « Это правда?» — мы противопоставляем себя целой Вселенной, вместо того чтобы попробовать объединится с ней и с нашим источником творчества. Безусловно, бывают моменты, когда нужно давать правильные ответы, но в сновидениях таких ответов нет и быть не может; их там тысячи, и все они правильные. В этом кроется тайна и особая притягательность снов.

Важно помнить об этом, толкуя свое сновидение. Не надо бояться ошибиться. Что бы мы ни делали, мы можем безо всякой подготовки увидеть в сновидении смысл, разглядеть его послание, так как любое сновидение — это рог изобилия, полный сокровищ, которые только и ждут, чтобы кто-то их отыскал.

Карл Юнг писал: «Если медитировать на сновидение достаточно долго и упорно, если непрестанно задумываться о его значении, поворачивать его так и этак, то почти всегда что-то получается». Если мы даем пространство сознанию сновидения, то оно нас непременно вознаградит. Постигая смысл снов, истолковывая их, мы в итоге узнаем только то, что уже и так знаем.

В романе Томаса Манна «Иосиф в Египте» фараон пеняет Иосифу, что, толкуя его сон, тот не сообщил фараону ничего нового, лишь то, что он и так знал. Иосиф ответил: «Фараон ошибается, если думает, что чего-то не знает. Его слуга не мог сделать ничего иного, кроме как предсказать то, что уже известно властителю».

Нет ничего более мощного, чем «признание своих знаний».

Чувствуй, чувствуй, чувствуй

Сознание бодрствования призывает думать, анализировать, искать смысл; сознание сновидения — чувствовать. Самое главное в сновидении — это то, что мы чувствуем. Иногда единственное отличие между простым сном и кошмаром оказывается в разнице чувств и ощущений. И потому первый вопрос, который нужно задавать себе, проснувшись, не «Что бы это значило?», а «Что я чувствовал?».

Чему бы мы ни хотели научиться у нашего сознания сновидения, выполнение упражнения, приведенного ниже, будет, возможно, самым важным.

Что вы чувствовали? Вот и все. Никаких этапов — второго, третьего или четвертого. Просто ответьте на вопрос: что чувствовали в сновидении? Какие ощущения вызвал увиденный сон? Какими были чувства, когда вы проснулись?

Мы все — одно

Мы — это сами сновидения. Один мир. Сновидения можно рассматривать как часть собственной личности. Эта идея была выдвинута в рамках гештальт-терапии Фрицем Перлзом.

Следующее упражнение лучше всего выполнять в группе, хотя каждый может не проговаривать ответы, а записывать их, и затем делиться с присутствующими.

1. Расскажите сон. Используйте настоящее время. Например: «Я иду по улице», а не «Я шел по улице».

2. Отметьте, выделяется ли чем-то какая-нибудь часть сновидения. Кажется ли какой-нибудь персонаж или сцена в сновидении более значимой на фоне остального?

3. Станьте частью сновидения. Допустим, сон развивается следующим образом: «Я иду по улице и вижу моего друга Гарри. Только я собираюсь с ним поздороваться, как вдруг подлетает огромный орел и уносит Гарри прочь». Вы можете оставаться, конечно, самим собой. А можете попробовать встать на место Гарри. Или почувствовать себя орлом. Никто не запрещает даже попробовать представить себя улицей.

4. Опишите чувства, которые испытали, представив себя на месте другого участника сновидения. Как это: быть Гарри? Что вы ощутили в «шкуре» орла?

5. Озвучьте каждого участника сновидения. Придумайте, какой между ними мог бы состояться диалог. Например, орел разговорился с улицей, а потом, может быть, Гарри спрашивает что-нибудь у орла и так далее. Какой в этом смысл? Мы — непосредственные участники сновидений, мы их часть и образуем вместе единое целое.

ИСТОРИЯ-СОН

Сон Леоноры о туалете

Этот сон Леоноре снился очень часто с самого детства.

Во сне ей нужно срочно в туалет. Она чувствует себя так, как будто сейчас взорвется. Вдобавок она находится не дома, а в общественном месте, чаще всего одном и том же. Ей необходимо выйти, и срочно. Каждый, кто испытывал подобное ощущение, легко поймет Леонору.

Наконец ей удается найти общественный туалет, но, перебегая от одной кабинки к другой, она замечает, что пользоваться ими невозможно: унитазы грязные, с неработающим спуском, каждый следующий хуже предыдущего, и все они забиты — мусором, испражнениями. И хотя Леонора находится в туалетной комнате, справить нужду ей негде. К тому моменту, когда она добирается до третьей или четвертой кабинки, она испытывает почти физическую боль.

Это сон, повторяясь очень часто, стал настоящим кошмаром, преследовавшим девушку год за годом. Ей казалось, что он будет сниться вечно! И каждый раз, когда Леонора подходила к последней кабинке, она просыпалась.

Однажды ночью ей снова приснилось то же самое. Как обычно, она проснулась, дойдя до последней кабинки. Леонора выбросила сон из головы, отправилась в ванную комнату.

И вдруг ее осенило. Первый раз с тех пор, как она начала видеть этот сон, она встала с постели и пошла в туалет — в этом и заключалось решение загадки.

Ее повторяющийся сон просто сообщал о том, что пора в ванную комнату. Потом Леонора больше этот кошмар не видела.

Сортировка перемешанного

Сновидения могут быть самые разные. Некоторые кажутся глубокими и значительными. Другие же просты и поверхностны. Какие-то сны покажутся на первый взгляд несущественными, а через некоторое время становятся важными. Но тем не менее свой смысл имеет каждое сновидение. Не стоит оценивать их в критериях «хорошо» или «плохо», лучше попробовать разделить на типы.

1. Просмотрите все записи о сновидениях за последний месяц. Пролистайте дневник сновидений и запишите отдельно мысли, которые придут в голову. Отметьте сны, которые не оставили вас равнодушными, обладая определенной силой. Отдельно отметьте сновидения, которые показались несущественными. Это не означает, что они не важны. Вы лишь определяете степень их глубины. Какие сновидения оказали наиболее мощное воздействие?

2. Разберите подробно сновидения, которые сильно подействовали на вас. Что вы чувствуете, вспоминая такие сны? Наши чувства — первый индикатор силы сновидения. В чем разница между такими снами и «обычными»?

3. Привнесли ли вы что-нибудь из «сильных» сновидений в сознание бодрствования? Иногда под влиянием сновидения мы начинаем что-то менять в жизни, пусть даже это происходит неосознанно. Оцените, сообщили ли сновидения о чем-нибудь важном, что вы могли использовать сознательно или бессознательно.

Встреча со сновидением

Самый легкий способ убить сновидение и лишить его всякой силы — начать его анализировать. Когда мы неистово бросаемся выискивать смысл сна, то словно бы вырываем его из лона мира сновидений. Насколько бы плодотворнее был творческий процесс, если бы мы взяли на себя функции акушерки и лишь мягко способствовали «родам».

В упражнении, которое приводится ниже, мы попробуем свести воедино две части нашего сознания. Формальных представлений не требуется, но необходимо, чтобы вы вели подробные записи. Но опять же повторюсь: не пытайтесь осмыслить его — никаких толкований, анализа и попыток докопаться до сути! Если вы будете вспоминать сновидение в течение дня, вечером вам, возможно, захочется записать некоторые новые мысли, что придут в голову по этому поводу. Постепенно вы увидите, как смысл сновидения начнет проступать на поверхности сам собой и насколько он будет отличаться от того толкования, которое могло бы быть предложено в традиционной форме.

Важно помнить: по мере усиления степени слияния сознания бодрствования и сознания сновидения сны будут становиться все более забавными. Цель следующих упражнений — получение радости от общения со сновидениями.

Каламбур — это метафора из одного слова. Слова, как правило, обозначают что-то одно, а каламбур многозначен; он несет в себе несколько значений сразу: первоначальное и подразумеваемое. Таким, например, будет заголовок книги «Рак — не приговор». Здесь слово «приговор», помимо своего грамматического значения, подразумевает «судебное решение», которое в случае неблагоприятного течения болезни рак может «вынести» больному.

Поскольку игра слов всегда строится на метафоре, она легко находит дорогу в мир сновидений. В действительности — это еще одна сторона сознания сновидения. Упражнение, что приведено ниже, предлагает попробовать отыскать каламбуры в снах и поэкспериментировать с ними.

1. Выберите в дневнике сновидений какой-нибудь сон. Подойдет любое сновидение, но чем больше в нем будет всяких деталей, тем лучше.

2. Перечитайте запись, посвященную этому сновидению, и подчеркните в тексте имена существительные. Напомню: имена существительные обозначают одушевленные и неодушевленные предметы, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?».

3. Выпишите подчеркнутые слова на отдельный лист. Просмотрите список на предмет слов, значение которых можно обыграть. При этом каламбуры не должны быть именами существительными.

4. Сделайте то же самое для глаголов. Например, «занимать» (занимать место) замените на «развлекать гостей».

5. Замените отдельные слова в описании сновидения на придуманные каламбуры. Посмотрите, как изменится смысл сновидения. Замените столько слов, сколько сочтете нужным.

ГРЕБИ, ГРЕБИ НА ЛОДКЕ

Греби, греби, греби на лодке,
Легко спускаясь по течению.
С улыбкой, веселясь,
Ведь жизнь твоя — лишь сон!

Все мы управляем лодкой своей жизни. Делать это следует по возможности осторожно. И весело. Может быть, стоит взглянуть на жизнь как на сон? Или увидеть во сне другую часть жизни?

1. Выберите какую-либо недавнюю ситуацию из жизни. Это может быть любое переживание, которое вас эмоционально затронуло и вызвало какие-либо чувства.

2. Закройте глаза и восстановите ситуацию в памяти. Необязательно воссоздавать все детально.

3. Перепишите эту ситуацию, как если бы она вам приснилась. Как и прежде, вы можете дополнить ее деталями, приукрасить. И конечно, не забудьте уделить внимание вашим чувствам.

4. Истолкуйте «сновидение», как и любое другое. Не забывайте, что вы — составная часть этого. Вы можете переделывать и менять «сновидение», как вам того захочется.

Вниз по течению

Попробуем пережить сновидение наяву.

1. Начните утро с того, что дайте себе самому обязательство воспринимать все происходящее в этот день как сон. Именно так. Этот день вы проживете будто во сне.

2. Представьте, что вы спите и осознаете это. В дальнейшем вы сможете осознать себя во сне по-настоящему.

3. Уделяйте внимание вашим чувствам в этом «сновидении» наяву. Отмечайте, как и почему они меняются.

4. Вечером запишите в дневник сон длиною в целый день. Что вас осенило? Как вы можете истолковать события вашего «сновидения»?

Заключение. Бесконечность разнообразия

Лето 1998 года я провел в детском лагере искусств Appel Farm, в Южном Нью-Джерси. Месяц я ежедневно встречался с шестнадцатью подростками, чтобы вместе с ними провести целый час времени, исследуя их сновидения, экспериментируя и совершая открытия.

Я столкнулся с многообразием опытов и переживаний. Одна девочка призналась, что никогда не видит во сне лиц людей — они словно скрыты или размазаны. После беседы эта девушка впервые в жизни увидела во сне четкое человеческое лицо. Еще одна девушка, как оказалось, никогда не видела в снах глаз людей и их взглядов — вместо этого замечала лишь черные или темные круги.

Один паренек сообщил, что не слышит во сне голосов, то есть ничто в его снах не издает звуков. Через неделю после этого разговора ему приснился сон, в котором юноша услышал внешний звук — это был голос его дедушки. Другой мальчик сказал, что ему постоянно снятся сны, в которых он ведет машину или находится в автомобиле.

Всего в группе было шестнадцать человек, а какое богатство и разнообразие реальности сновидений открылось перед нами! Миров, похоже, не тысячи, а бесконечное множество. Но разве кто-нибудь способен понять бесконечность? Только в мире сновидений мы можем исследовать эти разнообразные реальности, наш бесконечный внутренний потенциал и способности.

Люди во всем мире в разное время и в разных странах занимались изучением окружающей реальности. Но гораздо раньше того момента, как ими были открыты океаны, они исследовали внутренние земли — свое сознание сновидений. Однако в отличие от земных ландшафтов земли сновидения можно открывать бесконечно. Исследуя их, мы переходим на все более глубокие уровни понимания.

Люди всегда опирались на свое племя, культуру. С этнической, социальной, религиозной или национальной точек зрения мы всегда определяем себя и соотносим с той группой людей, к которой принадлежим. Человек воспитывается в своем племени и пользуется его защитой. Культура определяет мировоззрение человека, его взгляд на мир и на самого себя. Сообщество, в котором человек живет, дает ему символы, отражаемые сознанием сновидения тем или иным образом.

В настоящее время — впервые в истории человеческого рода — мы можем оторваться от рамок своего племени и воспользоваться мудростью других культур мира, отличных от нашей. Впервые в истории человечества мы можем по-настоящему думать сами за себя, каждый может прикоснуться к своей внутренней мудрости и своему пониманию. Их раскрывают перед нами сновидения.

Вот в какое удивительное время мы живем!

Далее...

Обновлено (20.11.2019 11:46)

 

Найти на сайте