Главная Воспоминание о будущем


Сновидение. Воспоминание о будущем

Воспоминание о будущем: вещие сны, предсказания и феномен дежавю

Воспоминание о будущем: вещие сны, предсказания и феномен дежавю

Какая первая мысль приходит в голову, когда мы слышим слово «ясновидение»? Можно подумать о пророках, медиумах, сверхчувствительных телепатах или, возможно, о старой тетушке, которая всегда предсказывала не очень приятные события. Может быть, в памяти всплывет образ гадалки, что развела вас на деньги, когда вы совершали променад в Атлантик-Сити. Не исключено, что вспомните человека, который вас чем-то пугает; возможно, у него действительно есть дар. Claitvoyance — слово из французского языка, которое буквально переводится как «ясное видение», но мы вкладываем в это понятие нечто большее. Например, в языке кламатов с северо-запада Америки ясновидение будет звучать как доде’ука и обозначать «спать и видеть сны». Таким образом, ясновидение оказывается уже не «ясным видением», а «видением снов». Похожим образом бразильские индейцы-трумай говорят о сновидениях как о способе видеть во время сна.

Ясновидение называют еще вторым зрением. Здесь мы снова обнаруживаем, как язык передает значение. Наше первое зрение — это обычное визуальное восприятие бодрствующего состояния сознания посредством специальных органов. Без него мы оказались бы слепыми. Заблуждение нашей культуры состоит в том, что считается: если мы не можем увидеть нечто своими глазами, то этого попросту не существует. Но миллионы людей в мире описывают видимое вторым зрением. Тем из нас, кто обладает интуитивным познанием, воображение и творчество позволяют увидеть и себя, и мир новыми глазами — посредством именно этого, второго зрения. Реальность гораздо богаче той, которую может зафиксировать зрительный нерв. «Шестое чувство», «сверхчувственное восприятие», «ясновидение», «экстрасенсорные способности», «интуиция» — люди придумали множество слов в попытке описать соответствующее состояние сознания. Богатство слов, терминов и ярлыков можно частично объяснить сложностью того понятия, которое требуется описать. Возможно, силу, которую представляет второе зрение, лучше всего выражает термин предсказание. Большую часть истории человечества в самых разных культурах выход за пределы обыденного сознания назывался контактом с божественными силами. Предсказание не похоже на гадание, по сути являющее собой лишь обманное искажение нашей способности знать будущее, опошление благородного. Гадалки издавна использовали страх человека перед неизвестным и рисовали клиентам иллюзорную картинку того, что якобы произойдет с ними в будущем.

Предсказание, напротив, выходит за границы обычного пространства и времени и переносит в неизвестное. Издавна оно связывалось со сновидческим состоянием сознания, в котором мы пересекаем пределы обыденной рутины. В сновидениях мы вступаем в неизвестное.

Тогда как познание имеет дело с известным, воображение оперирует областями, которые только предстоит открыть. Именно такими были сны о колесе и приручении огня.

Итак. Предсказание и воображение находятся очень близко друг к другу. Каждое из них сталкивается с областью неизвестного и вступает на территорию, еще ожидающую первооткрывателей. Как мы уже выяснили, без воображения невозможно видение будущих событий. Точно так же и предсказание имеет дело с областями пока еще неизвестного знания.

К сожалению, западная культура свела предсказание к понятиям, с которыми оно не имеет ничего общего. Кинематографом растиражированы образы наделенных «особенной силой»: злобных ведьм с их неизменными хрустальными шарами, магов, которым достаточно взглянуть в глаза человеку, чтобы прочесть все его мысли. Сюда же можно причислить сказки, примитивное фэнтези и так далее. Благодаря им все, что связано с предсказаниями и областями неизвестного, пугает либо кажется нелепым.

Говоря по правде, способность видеть то, что выходит за рамки привычного, имеется у каждого. Способность предсказывать — неотъемлемое наследие человеческого рода. Представители западного мира потеряли свою связь с корнями предсказания, а причиной тому был страх — часть западной истории на протяжении почти целого тысячелетия. Много сотен лет Европа находилась во тьме, управляемая абсолютной теократией. Те же, кто осмеливался открыто противостоять официальным догмам, наказывались как еретики. В конце эпохи Средневековья католическая церковь поощряла охоту на ведьм, в кострах инквизиции были заживо сожжены миллионы людей, в основном женщин. В период Реформации, когда власть церкви понемногу начала ослабевать, возникло движение протестантов, утверждавшее свою форму теологии, но костры тем не менее продолжали пылать, хотя «официальные» причины их разжигания несколько изменились. В Англии, например, протестанты жгли католиков и наоборот. Духовенство обеих сторон полагало, что наказанием за гадание могла быть только смерть.

Предсказание противоречит любой организованной форме теологии и не вписывается в рамки соответствующих верований. Подобно воображению и творчеству, предсказание носит личностный характер; ему, как и воображению, и творчеству, нельзя научиться; его невозможно контролировать. Неудивительно, что все религии в странах Запада изображали его как несомненное зло. В сравнении с «единственной правдой» религии предсказание дает бесчисленное количество истин, каждая из которых исходит из индивидуума. Во многих религиях священник, глава ордена, рабби или имам растолковывает Божественные истины пастве; если же каждый отдельно взятый человек будет самостоятельно определять свою духовную реальность, то отпадет нужда в проповедях. Ведь с помощью предсказаний человек может сам преодолевать рутину обыденного сознания и общаться с Божественным.

Ирония кроется еще и в том, что каждая мировая конфессия начиналась с предсказаний. К примеру, в Библии много описаний видений, предсказаний и пророческих снов. Но с началом периода Средневековья теологи стали утверждать, будто лишь избранных могут посещать заслуживающие внимания сны и видения. От иудаизма и до христианства языческие боги считались посланниками сатаны, а сновидения — его проделками.

На Западе иудейско-христианская традиция делит сверхъестественное на добро и зло; ангелы и демоны борются за человеческие души. В начале Средневековья сновидения воспринимались как мостик к сверхъестественному. Считалось, что насылать их могли как ангелы, так и демоны. Тем не менее сновидцам не дозволялось верить своим сновидениям, так как они считались главным полем битвы между Богом и сатаной.

К тому времени как европейцы достигли Нового Света, инквизиция полностью истребила «всякую ересь», а вместе с ней — и всякую веру в предсказания и сновидения. Неудивительно, что инквизиторы оказались бессильны перед фактом сновиденных практик туземных народов Америки. Испанский чиновник середины XVI столетия пишет о колдунах инков, «которые спят и во сне разговаривают с демонами, сообщающими им обо всем, что происходит, о чем бы те их ни попросили».

ИСТОРИЯ-СОН

Кто с уважением относится к снам — тот не может считаться добропорядочным христианином

Король Вильгельм II Рыжий (прозванный так из-за цвета волос), сын Вильгельма Завоевателя, любил поспорить со всеми и каждым. Он постоянно враждовал с братьями и не пользовался любовью клерикалов, так как беззастенчиво вытягивал у них крупные суммы на личные нужды.

1 августа 1100 года Вильгельм мечтал об охоте, которая должна была состояться утром. Он отправился в постель с мыслями об оленях и стрелах.

Однако сон был неспокоен. Во сне чрезвычайно холодный ветер обдувал Вильгельма со всех сторон. «Как странно, — подумал он на следующее утро, — ведь на дворе лето». Когда Вильгельм Рыжий рассказал о своем сновидении охотникам и егерям, кое-кто принялся отговаривать его от охоты, но король и представить себе не мог, что откажется от любимой забавы. «Если кто с уважением относится к снам — тот не может считаться добропорядочным христианином», — ответил он.

Король Вильгельм II Рыжий отправился в тот день на охоту, где его насмерть поразила случайно выпущенная кем-то стрела.

Предубеждения против сновидений и страх перед предсказаниями прочно пошли в подсознание представителей западного мира. В отличие от многих других народов мы утратили способности к предсказаниям и заменили их суевериями.

Суеверие — это вера в правдивость знания, которое не получено на личном опыте. В действительности немногих поджидала неудача после того, как черная кошка перебежала им дорогу, но сегодня миллионы людей верят в эту примету. И неужели всех, кто разбил зеркало, семь лет преследовали беды? Какое же огромное количество людей верит предрассудкам и с суеверным страхом выбрасывает куски разбитого зеркала?

Конечно, не весь западный мир поглотила монополия суеверий. Мы верим в те или иные приметы, пытаясь достичь некоторой степени безопасности и надежности в мире, лишенном этих качеств.

Предсказания в современности. Их место в сновидениях

Эйнштейн открыто заявил, что время не идет по прямой линии, но он не был первым в своей догадке. Похоже, что в большинстве культур время представлялось более сложным, чем привыкли воспринимать его люди западного мира. Наше представление о прошлом, настоящем и будущем слишком прямолинейно и подходит скорее двухмерному миру, в котором правят шарлатаны и гадалки.

Однако пророчество и предсказание никак не могут быть двухмерными. В сознании сновидения они преодолевают рамки Пространства и Времени. Предсказание, опирающееся на происходящее «здесь и сейчас», указывает на тот момент времени, который последует за текущим. Как сказал Иисус фарисеям: «Лицемеры! Различать лицо Неба вы умеете, а знамений времен не можете». Знамения времени всегда «здесь и сейчас».

Зрение развивается последним из чувств и в наибольшей степени зависит от воспитания. Нас учат видеть. К примеру, те, кто проводит большую часть жизни в занятиях, связанных с чтением, могут испытывать недостаток визуальной глубины или не слишком хорошо воспринимать удаленные объекты. Так как зрение — чувство обусловленное, которое мы воспитываем в себе, а с течением жизни оно только ухудшается, то, что мы можем разглядеть, не всегда будет тем, чем является на самом деле.

Предсказание не опирается на чувство зрения. И действительно, в процессе предсказания мы гораздо лучше «видим» с закрытыми глазами, что хорошо объясняется близостью его к сновидениям. Ведь во сне мы тоже не пользуемся глазами как органом зрения.

Конечно, не все сновидения будут иметь пророческий или предсказательный характер. Римский исследователь сновидений Макробий делил сны на пять типов. Такие сны, как визиум, по его мнению, носят бесполезный характер — это гипнологические иллюзии, которые человек видит в дремотном состоянии. Бесполезны они потому, считает Макробий, что только настоящие сновидения обладают важностью. Только три типа сновидений могут раскрывать сновидцу правду, утверждает римлянин: это оракулум, в которых спящему является родитель, жрец или божество, показывает картину будущего и дает наставления, как следует сновидцу себя вести, визио — видения о будущих событиях и сомниум — образная картина будущего.

Подобно Макробию, индейцы племени мохаве тоже четко отделяют сны обычные от необычных. Однако стоит заметить: для них все сновидения имеют смысл, поскольку даже в «обычном» сне они могут узреть символы, полезные сновидцу. Индейцы-кроу также проводят различие между снами обычными, лишенными духовного значения, и сновидениями, наполненными особым смыслом.

Нигерийский народ тив обозначает предзнаменование словом мньям. Этот народ считает, что есть два рода предзнаменований: мнъям дня, или предвестие, и мньям ночи, то есть сновидение. Тив верят, что некоторые сны могут быть правдивыми, а некоторые, наоборот, — ложными.

Более полутора тысяч лет коренные народы Австралии из уст в уста передавали предания о Времени сновидений, Времени творения — той эпохе, когда был создан мир. Предки австралийцев передвигались по бесплодной и безжизненной земле и каждую ночь в своих снах творили мир. Так они создали муравьев, страусов эму, холмы, долины, птиц, растения — все.

Похожий способ сотворения мира описывается в Йогава-сиштхе, священном древнеиндийском тексте. Там говорится, как люди с помощью образов, увиденных во сне, создавали мир, подобно тому, как была сотворена Богом Вселенная.

На интуитивном знании, полученном в сновидениях, строится вся жизнь индейцев-мохаве. Сила шамана, умение рассказывать мифы, слагать песни, удача на войне, успех у женщин или в игре — любая способность сначала должна присниться. Лишь затем она проявляется. Сновидение, считают мохаве, дает также умение предвидеть возможные препятствия на пути к цели и может указать на способы решения сложной проблемы. Индейцы этого племени уверены, что их знание лишь частично исходит из опыта реальной жизни. Каждый человек углубляет знание и улучшает его через сновидения.

На Южных Филиппинах, недалеко от центра острова Лусон, есть провинция Пуэва-Виская. Долина, по дну которой протекает река, окружена с трех сторон горами; это — дом народа майяуйяв, который долгое время был изолирован от влияния иноземцев. Майяуйяв, большинство из которых фермеры, охотники и рыбаки, считают сновидения не только предзнаменованиями, несущими дурные или хорошие вести, но и причиной удачных или неудачных событий в жизни. Представители этого народа верят, что жизнь во сне и наяву существует параллельно и что истинно в сновидении, то непременно станет правдой и в реальности.

В других культурах существует поверье, что интуитивное знание, полученное во сне, определяет жизненный опыт человека. Многие коренные народы Северной Америки считают, что первой к человеку приходит мудрость снов. Люди марикопа опыт сновидений считают основой любого успеха в реальной жизни, так как во сне, полагают они, человек учится тому, что ему потом придется постигать наяву. Марикопа убеждены: хотя, конечно, любое умение приходит через практику, человек не сможет добиться успеха, пока не освоит соответствующее дело во сне.

Интуитивное сновидение может выполнять функции наставника, позволяя переносить мудрость сознания сновидения в сознание бодрствования. За поддержкой обращаются к снам индейцы-наскапи с полуострова Лабрадор. Они используют полученное в сновидениях знание для решения проблем насущной жизни. Охотник племени наскапи, прежде чем отправиться на охоту, должен увидеть сон (можно даже нечеткий, с неясным содержанием, главное — об охоте). Сновидение не должно предписывать охотнику ни то, каким ему двигаться маршрутом, ни то, как выследить дичь или заметить следы, оно лишь должно дать общее указание-предсказание, которое может повлиять на удачу охоты.

Многие народы мира, подобно наскапи, верят, что между реальностью сновидений и явным миром есть взаимосвязь. К примеру, малазийские ибаны убеждены: ни один человек на свете не сможет добиться успеха, если прежде этот успех не будет предсказан ему сном. С другой стороны, они верят, что подобные сновидения приходят лишь к достойным, старательным и одаренным людям. Сон, обещающий удачу, — не лотерейный билет, он не выпадает случайно; к нему нужно долго и упорно готовиться. Ибаны признают важность взаимодействия между сознанием сновидения и сознанием бодрствования.

Откуда приходят интуитивные сны? Многие верят, что они представляют собой встречи сновидца с Духами Высшей Мудрости. Тогда сны, несущие в себе предсказание и озарение, буквально ниспосылаются сновидцу. Даяки с Борнео воспринимают их как средство общения богов и духов с людьми, чтобы наставлять или предупреждать о чем-то. Полностью доверяя таким сновидениям, даяки могут даже, руководствуясь ими, покинуть родину или расстаться с супругом.

Индейцы-мохаве считают, что есть два вида снов, позволяющих преодолевать временные рамки реальности. Первый вид — это сновидения, проливающие свет на ближайшее будущее посредством символов; они могут сниться любому человеку достаточно часто. В сновидениях второго вида, более редких и более мощных, можно перенестись во время, когда жил Мастамбо, основатель племени мохаве, чтобы всесильный Дух предка приоткрыл события будущего.

Иногда Божественные предки посещают в сновидениях и народ ньякюса, проживающий в Танзании. Не всегда духи сновидений приходят с добрыми намерениями. Иногда они могут обмануть спящего призрачной едой, иногда — рассказать о будущем.

От Кении до Юты множество народов сообщают о появлении в снах Божественных предков и духов-наставников; некоторые верят, что могут обрести во сне дар предвидения. Саамы говорят о Духе пророчества, посещающем спящих. Индейцы-гровантры из Монтаны делят сны на два типа: те, в которых посещают духи сновидений и их послание очевидно, и те, содержание которых требует толкования. В Гималаях проживает народ мун, который верит, что сновидения посылаются сверхъестественными силами. Мун тоже делят сны на два класса: в первый попадают сновидения, предвещающие события естественного характера, а во второй — сверхъестественного. В Кении провидцев и целителей называют ваганга. Значительная часть этих одаренных людей сообщает о том, что дар они получили или от Бога, или от духов — во сне. Даже приверженцы традиционных религий сообщают о подобных встречах во сне. Один из авторов-мормонов пишет: «Господь Бог очень часто сообщает свою волю во снах и видениях, открывает пророкам события будущего, вплоть до последних поколений». Духи сновидений были включены древними греками в Пантеон богов, и главным среди них считался бог сна Гипнос. (Интересно, что сейчас слово гипноз обозначает состояние, которое не является в полной мере ни сном, ни бодрствованием.) Гипнос был братом-близнецом Танатоса, бога смерти. Ясно, что греки верили, будто смерть и сон связаны друг с другом. Аналогичным образом понимают эту связь и тлинкиты; они часто говорят: «Спящий подобен мертвому». С Гипносом и Танатосом родственными отношениями были связаны бог судьбы Морос, богиня божественного возмездия Немезида, прядущие нити судеб и наказывающие за преступления против кровных родственников мойры.

Если верить мифам, Гипнос и Танатос обитали в подземном мире. Отпрысками бога сна были Оперой — боги отдельных видов сновидений. Самым главным из них стал Морфей, являвшийся людям в человеческом облике и придававший форму всем существам, наполнявшим их сны. Вместе с братьями Фантазом, Ицелосом и Фобетором он посещал в сновидениях простых смертных. В отдельных уголках современной Греции люди до сих пор верят, что сны — это послания Бога. У древних ирокезов верховным богом был Тха-ро-хья-ва-ко, который заботился о благополучии своего народа через бога сна А-и-ко. Ирокезы верили, что сновидения — это прямое послание бога Тха-ро-хья-ва-ко. Индейцы этого племени были убеждены: следовать наставлениям и указаниям, полученным в сновидении от самого Божества, — обязанность не только сновидца, но и всего племени. Пренебрежение Божественным посланием означало пренебрежение самим Богом.

Как видим, во всем мире люди считали сновидения посланиями Божеств, и во многих обществах такие сны по определению являлись предсказательными. В западной иудео-христианской традиции Бог тоже общается посредством сновидений с избранными, которым раскрывает картину будущего.

Охота на сновидение

Нигерийский народ тив знает: человек не может предполагать, что ему приснится. Они называют сновидения «предзнаменованиями ночи». В действительности пророческие сны могут носить как случайный характер, так и сниться тому, кто ищет с ними встречи. Большинству людей время от времени действительно снятся вещие сны, но только шаманы и целители могут сознательно вызывать их с целью получить ответ на поставленный вопрос. Знахари индейских племен ирокезов и мохаве получают духовные наставления во сне спонтанно. Среди кламатов тоже считается, что пророческие сновидения приходят вне зависимости от желания человека. Представители племени юма с Западного побережья Америки тоже видят сновидения стихийно и искренне верят: сновидения — силы, раскрывающие личный путь и путь племени, — человек видит впервые в раннем детстве.

Индейцы-каске, занимающие территорию Северной Британской Колумбии и Южного Юкона, убеждены: в сновидениях им может быть дано некоторое представление о грядущих событиях. Несмотря на веру каска в то, что сновидения приходят к человеку независимо от его воли, у этого народа есть люди с богатой историей мощных пророческих снов.

Мы, люди, существа одновременно очень восприимчивые и любознательные. Если сны способны помочь по-новому взглянуть на жизнь в реальном мире, то почему приходится ожидать встречи с Духом сновидения? Почему бы самим не отправиться к нему? Это противоречие уловили индейцы племени крик, а потому, укладываясь спать, они всегда говорят: «Посалкаи хобой еланкэс», что означает «Я собираюсь поохотиться на сновидение».

Ухватить сон за хвост

Прежде чем судьба предоставит шанс, мы должны подготовиться к встрече с ним, чтобы не получилось, как в известной притче: если дверь заперта, а жильцы заткнули уши ватой — не важно, сколько раз шанс постучится к ним.

Хотя не в нашей власти заставить сновидения прийти к нам (и это их чудесная особенность), мы можем подготовить в сознании для них дорогу. Когда индеец-ярин отправляется на охоту за сновидением, он, как и любой другой хороший охотник, прекрасно понимает: только терпение и бдительность принесут удачу.

Какого-либо противостояния между снами «по вызову» и «естественными» нет. Оба этих вида имеют право на существование. В упражнении, которое приведено ниже, мы попробуем поохотиться на сон. И дадим возможность сновидению поймать нас.

1. На кого вы охотитесь? Если, к примеру, мы идем на буйвола, то едва ли станем искать кроликов. Поэтому первое, что нужно определить для себя: чему мы хотим научиться, что узнать. Помните: вы ищете не пророчества, а наставления. Сосредоточьтесь на вопросе, по поводу которого хотели бы получить указание.

2. Четко сформулируйте вопрос. Избегайте общих, размытых, абстрактных фраз, в противном случае ответ покажется лишенным смысла. К примеру, на вопрос: «Когда я, наконец, буду счастлив?» — вы едва ли получите внятный ответ, а вот на вопрос: «Как я сам мешаю своему счастью прийти ко мне?» — вполне. Чем точнее и четче будет сформулирован вопрос, тем лучше.

3. Повторите вопрос перед тем, как ложиться спать. Будет хорошо, если вы, произнеся вопрос мысленно, про себя, затем громко повторите его вслух и потом запишете в дневник; запись, продублированная проговариванием, всегда действеннее одной только мысли.

4. Итак, пусть приходит сон. Учитывая, что сознание сновидения не придерживается логических законов сознания бодрствования, вы можете не получить на свой вопрос прямого ответа.

5. Постарайтесь обнаружить связь между вашим вопросом и сновидением. Преувеличьте содержание сна. Возможно, в таком ракурсе проступит важная информация.

6. Выполняйте это упражнение в течение нескольких дней. Вам могут показать сразу несколько вариантов развития ситуации. И это превосходно! Однако не отбрасывайте сразу сновидения, которые вы «не заказывали», ибо для чего тогда спрашивать совета у снов, не так ли?

У многих народов охота на сновидение подразумевает встречу с духами сновидения. Для вызова конкретных снов имеется широкий выбор самых разных техник. Это означает встречу сознания бодрствования с сознанием сновидения. Подобная практика под названием поиска люцидных сновидений получила широкое распространение на Западе. Однако во многих сообществах «охота на сон» не ставит целью захват или подчинение Духа сновидения, а ориентирована на то, чтобы сновидец нашел для себя пространство, в котором смог бы встретиться с духами и получить у них новое знание. Иногда это означает, что сновидцу следует отправиться в особое место и дожидаться там прихода желаемого сновидения. Или же подразумевает специальный ритуал подготовки отхода ко сну.

Ко всем сны приходят независимо от воли, но есть такие люди, которые вызывают сновидения намеренно. Все мы можем видеть с закрытыми глазами — внутренним зрением, а есть люди, способные спать наяву с открытыми глазами. Сновидения в подобном состоянии называют видениями; они случаются, когда сознание сновидения вступает на территорию сознания бодрствования. Долгое время способностью вызывать сновидения по своему желанию и видеть наяву видения обладали лишь шаманы. Индейские народы Межгорного плато считают, что со сверхъестественными силами имеет дело только тот человек, который может намеренно видеть определенные сны. Люди этого региона верят в то, что шаман — единственный, кто может «программировать» сюжеты своих снов.

Во многих культурах к людям, обладающим такими способностями, обращались за разрешением серьезных проблем. Индейцы-команчи, например, призывали провидца выяснить с помощью интуитивного сновидения, заплатит ли проигравшая в войне сторона дань. В качестве средства предсказания использовали сны и индейцы-чероки.

Многочисленные сообщества размывали границу между пророческими сновидениями и видениями наяву. Например, гроваптры из Монтаны считают, что сила предсказателя исходит от сверхъестественных существ, но может снизойти и на обычного человека — как во сне, так и наяву.

Спать с открытыми глазами? Странно, согласитесь! Но не забывайте: что может показаться глупым одному, для другого приобретает первоочередной смысл. Ведь воображение — это не что иное, как способность видеть то, чего в физическом мире не существует.

Во многих культурах поощряется сознательный поиск видений. Индейцы-юты, например, всячески подчеркивают важность личного поиска видении, и всякий ют, которому это удалось хоть единожды, пользуется уважением всего племени.

Мы не способны и не должны контролировать сновидения, но можем попытаться следовать примеру сознания сновидения наяву и тем самым объединять оба сознания: сновидческое и бодрствующее.

Индейцы-йокуты уверены: в сновидениях можно получить опыт общения со сверхъестественным. Люди этого племени считают, что любой человек способен установить связь с потусторонним миром. Хотя у кого-то, безусловно, это получится гораздо лучше, чем у прочих, способности можно развить практикой. Поскольку же пророчество всегда исходит из потустороннего мира, давайте определим понятие пророчества. Словарь Meniam-Webster’s Collegiate Dictionary предлагает: «высказывание вдохновленного пророка» (порой толкования из словаря ставят в тупик), «ниспосланное свыше выражение Божественной воли» и «предсказание о грядущих событиях».

Хотя истории человечества известно множество пророков и в Библии достаточно упоминаний о них, в западном мире, к сожалению, сформировалось определенное отношение к провидцам: их считают либо экзальтированными святошами, либо беспринципными шарлатанами.

До сих пор не существует ни одного научного объяснения феномену пророчества, хотя он существовал, существует и, без сомнения, всегда будет существовать как часть человеческого опыта. Вероятно, наиболее близкое к правде объяснение содержится в трудах Эйнштейна, говорившего о нелинейности времени. Великий ученый считал деление времени на прошлое, настоящее и будущее весьма условным и несоответствующим действительности. Согласно Эйнштейну время многослойно и искривлено. Он показал, что линейная модель — всего лишь умозрительная.

Время в сновидениях отличается от времени наяву, именно эти отличительные особенности позволяют во сне свободно преодолевать границы, выстроенные сознанием бодрствования. Поэтому нет ничего удивительного, что в человеческом сознании пророчества столь сильно связаны со сновидениями и воспринимаются как проявления Божественного, или высшего, разума. Пророчества как Божественное наставление — в действительности лишь еще одна форма предсказания, один из множества способов, которые давали человеку возможность соприкоснуться с высшим разумом.

Индейцы племени бела-кула верят, что человек во сне общается со сверхъестественными существами, приоткрывающими перед ним завесу будущего. Такие сновидения считаются не просто предсказаниями, а указаниями свыше о том, какого следует придерживаться пути в жизни.

В Иране с давних времен существует культурная традиция, связанная с прорицанием через сны: в начале III века, когда Персия была разделена, а земли, некогда входившие в состав империи Кира Великого, погрязли в хаосе и разобщенности, аристократ Иапак задумал объединить страну под эгидой своей семьи — Сасанидов. Это было безнадежное мероприятие, но он видел сон, предсказавший успех его династии, и сон сбылся. Сасаниды управляли Персией почти четыре века. В традиционном персидском обществе искусство толкования сновидений, или табир, считалось одним из пяти основных способов предсказания будущего.

Народ аймара, населяющий прибрежные территории озера Титикака, одного из величайших озер мира, как и иранцы, серьезно относится к интерпретации снов, полагая это одной из главных составляющих частей пророчества. В Японии вещие сны, или рейму, — одна из основных форм предсказания.

О чем спрашивают у сновидений и что они говорят

Самые распространенные вопросы, ответ на которые люди ищут в сновидениях.

Когда родится ребенок?
Как его следует назвать?
Где лучше всего охотиться?
Как нужно действовать в предстоящей битве?
Где построить дом?
И так далее.

Сновидения предлагают многие знания и безо всяких вопросов. У многих народов мира существует представление, что дети особенным образом связаны с миром снов и видений. Представители большинства культур верят, что душа ребенка поселяется в тело матери в миг зачатия. Так, у индейцев-дюлюве будущий шаман еще в утробе матери видит сновидения силы, которые помогут ему, когда он появится на свет, освоить необходимые навыки. Такие сны ребенок забывает, однако, становясь старше, обычно уже в подростковом возрасте, он снова видит эти сновидения, переживая своего рода дежавю.

Дети, поскольку большая часть их жизни простирается в будущее, каким-то образом связаны с отдельными аспектами предвидения. Очень часто на выбор имени ребенка оказывает влияние сновидение. У многих народов душа ребенка священна, а присвоить верное имя Божественному творению можно, лишь последовав совету духов. Духи же зачастую являют себя именно во сне.

Обычай давать детям имена, увиденные в сновидениях, был широко распространен у индейцев. Например, гровантры из Монтаны часто (но не всегда) полагались на сны при выборе имени для ребенка. Причем необязательно, что имя приходило во сне именно его родителям. Индейцы племени черноногих считали, что подходящее имя ребенку даст тот, кто увидел это имя во сне. Представители этого народа верили, что обретение имени не ограничено периодом младенчества. Взрослому могло присниться его новое имя. Одному индейцу из племени черноногих по имени Бегущий Волк приснился бог Солнца, который сошел к нему и сказал: «Я вижу в тебе своего друга и наделяю Божественными возможностями». После того как Бегущий Волк рассказал об этом своему племени, ему дали новое имя — Натосин Непе-Э, то есть Заставляющий Нисходить Солнце. У восточных чиппева было два имени, связанных со снами. Имя, которое родители давали детям, зачастую приходило из сновидений. Такое имя, однако, не имело силы, и, достигнув половой зрелости, подросток проводил некоторое время в изоляции и посте для того, чтобы получить ритуальное имя, которым обычно становилось имя Духа животного, явившегося ему во сне.

Индейцы-делавары признавали только имена, полученные в сновидении. Если не приходил соответствующий сон, то ребенок оставался без имени. В порядке вещей было, если младенец жил безымянным несколько дней, пока кто-нибудь из его родителей или бабушек и дедушек не обретал во сне подходящее ему имя.

На другом конце света, в Кении, люди также называют своих детей, руководствуясь снами. Если в сновидениях не приходит указания на правильное имя для ребенка, то родители обращаются за советом к провидцу, который отправится искать имя в свои видения.

ИСТОРИЯ-СОН

Как маме помогли сновидения

Хэнк был хорошим мальчиком. Он любил свою маму, никогда не отлынивал от выполнения своих обязанностей, присматривал, когда его просили, за братишкой, но он был самым обычным мальчишкой Бруклина 30-х годов XX века и, подобно другим, любил озорничать и проказничать. Он не слишком жаловал школу, зато любил кататься на общественном транспорте, прицепившись сзади, покуривал и время от времени воровал сладости в гастрономе.

Мать Хэнка больше всего пугала его экстремальная езда на автобусе, и она часто просила сына не делать этого. Он, конечно, старался не огорчать мать, но все же поддавался искушению. Вы только представьте себе: стоишь на автобусной остановке и ждешь, пока автобус начнет движение, чтобы ловко запрыгнуть на ходу на его задний защитный буфер. Удовольствие получаешь двойное: во-первых, бесплатно едешь, куда тебе надо, а во-вторых, совершаешь весьма опасное путешествие, раскачиваясь на своем насесте, пока автобус болтается по людным улицам. Хэнк не мог отказаться от такого приключения, но ему хватало ума проделывать это подальше от дома, там, где его мать никогда не бывала.

Вот тут-то и начались сюрпризы. Стоило Хэнку прокатиться зайцем, прицепившись к автобусу сзади, как на следующее утро мама говорила ему: «Ты вчера опять катался на автобусе...» Пораженный ее информированностью, мальчик сознавался во всем, каждый раз гадая, кто же его выдал. Катался он на автобусе один или с друзьями, его мама всегда узнавала об этом.

Случалось ли Хэнку покурить или стащить что-нибудь из магазина, всякий раз утром мама корила его в том, чем он занимался накануне. Мальчик удивлялся чудесным способностям матери и подлости того таинственного спутника, который постоянно доносил на него.

Однажды ночью он долго не мог заснуть и уже подумывал, не посчитать ли в уме баранов, как вдруг кто-то осторожно постучал в дверь его комнаты. «Хэнк», — тихонько позвала мама, заходя в комнату. Мальчик закрыл глаза и притворился спящим. Мама пододвинула кресло к кровати и присела, затем положила ладонь ему на лоб и сказала: «А теперь расскажи, что ты сегодня делал, Хэнк».

После этого случая Хэнк перестал беспокоиться о таинственном враге, он понял, что выдавал себя, разговаривая во сне.

Во все времена люди искали в сновидениях решение важных общественных и личных вопросов. На протяжении многих веков вожди самых разных народов руководствовались сведениями, полученными во сне. Вождь индейского племени кроу, которого называли Тот, Кто Правит Лагерем, в своих снах узнавал о наиболее подходящих для жизни районах, где нет врагов и водится в изобилии дичь. Вождь, получавший указания во сне, обладал всей полнотой власти в племени. Фактически все руководство строилось на информации из сновидений, и, например, когда возникала необходимость перенести стоянку, вождь обсуждал вместе с другими лидерами племени их сновидения, чтобы выявить наиболее благоприятное для смены лагеря направление.

У народа синкайтек власть главного охотника также определялась снами. Человек становился главным охотником не потому, что его назначил вождь, а по причине наличия у него способности видеть сны, точно указывающие, где богатая добыча, хорошая рыбалка или где стоит разбить лагерь на зиму.

У малазийского народа ибан существует три основных ритуальных должности:

  • манат — шаман, или целитель;
  • лемамбанг — певец;
  • туай буронг — предсказатель.

Стать кем-то из них можно, лишь увидев сон, который поведает человеку о его призвании. Подобным же образом выбирают вождя и индейцы-марикопа. У них вообще считается, что все специальные способности (шаманские силы, умение руководить войском или управлять племенем) даются только через сны.

ИСТОРИЯ-СОН

Сон короля Абделя Азиза ибн-Суада

Рассказывают, что в год сражения на озере Джараб ибн-Сауд, король Саудовской Аравии (да сияет память о нем подобно звезде на вечернем небосводе), увидел сон.

Это был поразительный сон. Королю приснилось, что он достает воду из колодца кожаным ведром, из тех, которые в ходу у бедуинов. Он почувствовал, как тяжелеет ведро, наполняясь водой, и потянул его наверх, перебирая веревку руками.

Вода переливалась через край ведра, пока он, правитель Саудовской Аравии, тащил его все выше и выше. Но когда до края колодца оставалось не больше ладони, веревка лопнула и ведро упало в колодец.

Ибн-Сауд проснулся в полном недоумении. Он рассказал о сне своему другу и земляку шейху Абделю Азизу аль-Нимру и попросил истолковать сновидение.

Сон короля опечалил его друга. Совершенно ясно, что король и дальше продолжит покорять своих врагов. Об этом свидетельствует то, что король долго тащил ведро с водой и почти смог поднять его наверх. И больше всего шейх желал бы, чтобы сон закончился на этом месте. Но он не закончился.

Во сне веревка, удерживающая ведро, оборвалась. Не пройдет и года, сказал шейх, как его друга и земляка короля Абделя Азиза иби-Сауда постигнет неудача, его ждет поражение.

В ближайший год армия ибн-Сауда встретилась с войсками ибн-Рашида подле озера Джараб. Король проиграл сражение, и многие его родичи подло бросили властителя (до конца дней покрыв себя позором).

Так сбылся сон короля Абделя Азиза ибн-Сауда, правителя Саудовской Аравии.

Легенда бедуинов Саудовской Аравии

 

У меня нет никакой своей теории сновидений; я не знаю, как они возникают.
Я даже не уверен в том, что мой подход к сновидениям можно назвать методом.
Я разделяю все предубеждения относительно толкования снов, которые становятся квинтэссенцией неопределенности и произвола.
С другой стороны, я абсолютно убежден в том, что если медитировать на сновидение достаточно долго и упорно, если непрестанно задумываться о его значении, поворачивая его и так, и этак, то почти всегда на свет обязательно выйдет нечто.

Карл Юнг

Разве не знаешь ты, что всё это - сон?
Я - человек в твоём сновидении, а ты - будешь таковым в чьём-либо еще сне.

Йогарасиштха

Бледнолицим не понять, как мы воспринимаем свои сновидения.

Женщина из индейского племени харе

Далее...

Обновлено (17.11.2019 15:41)

 

Найти на сайте