Главная Многочисленность существований


Спиритизм. Многочисленность существований

Многочисленность существований

Спиритизм. Многочисленность существований

О перевоплощении

166. Каким образом душа, не достигшая совершенства во время телесной жизни, может довершить потом свое очищение?

Посредством испытаний в новом существовании.

Каким образом душа совершает свое новое существование, не заключается ли оно в преобразовании ее, как духа?

Разумеется, душа, очищаясь, вместе с тем и преобразовывается, но для этого ей нужны испытания телесной жизни.

Так, стало быть, душа проходит несколько телесных существований?

Да, мы все проходим несколько существований. Те, кто говорят вам противное, хотят оставить вас в неведении, в котором сами находятся. Это их единственное желание.

Из этого выходит, что душа, оставив одно тело, переходит в другое, или, говоря иначе, воплощается в иное тело – так ли следует понимать это?

Очевидно – так.

167. Какая цель перевоплощения?

Искупление и постепенное улучшение человечества. Без этого где же было бы правосудие?

168. Ограничено ли число телесных существований, или же дух перевоплощается до бесконечности?

С каждым новым существованием дух делает шаг вперед – на пути самоусовершенствования; затем, когда он очистится от всех недостатков, он не имеет уже надобности в испытаниях телесной жизни.

169. Для всех ли духов одинаково число воплощений?

Нет. Тот, кто подвигается вперед быстро, избавляет себя от многих испытаний. Но во всяком случае перевоплощения бывают многочисленны, потому что прогресс духов почти бесконечен.

170. Что делается с духом после его последнего воплощения?

Он делается блаженным чистым духом.

Справедливость закона перевоплощения

171. На чем основан догмат перевоплощения?

На правосудии Божием и откровении, потому что, как мы не раз уже говорили вам, добрый отец всегда оставляет детям своим открытую дверь раскаяния. Не говорит ли тебе твой рассудок, что несправедливо было бы лишить навсегда вечного блаженства тех, кто по кратковременности одного земного существования не успели еще достигнуть совершенства. Разве не все люди – дети Божии? Только между людьми-эгоистами встречается несправедливость, неумолимая ненависть и наказание без пощады.

Все духи стремятся к совершенству, и Бог доставляет им для этого средства – в испытаниях телесной жизни; но по Своему правосудию, Он дает им возможность достигнуть в продолжение новых воплощенных существований того, чего они не могли или не успели сделать, или же докончить во время первого испытания.

Было бы не согласно ни с правосудием Божиим, ни с Его благостью наказывать вечно тех, кто могли встретить в среде, их окружавшей, препятствия своему улучшению, независимые от их воли. Если бы участь человека была решаема навсегда – на основании одной его земной жизни, то поступки людей не были бы взвешиваемы Богом на одних и тех же весах правосудия и не были бы подводимы под один общий закон беспристрастия.

Учение о перевоплощении, то есть учение, допускающее несколько существований для каждого человека, одно только согласуется с понятием о правосудии Божием – относительно людей, низко стоящих в нравственном отношении; оно одно может объяснить нам будущность и утвердить надежды наши, потому что дает нам средства искупить наши вины рядом новых испытаний. Это говорит нам рассудок, это же сообщают нам духи.

Человек, сознающий низкую степень своего развития, находит в учении о перевоплощении утешительную для себя надежду. Если он верит в правосудие Божие, то может надеяться, что со временем достигнет того же совершенства, каким пользуются теперь высшие по развитию духи. Мысль, что и он не лишен возможности унаследовать верховное благо, что и он может достигнуть его – посредством новых усилий, поддерживает его, пробуждая в нем мужество. Кто не пожалеет при конце своего земного поприща, что слишком поздно приобрел опытность, которой не успел еще применить к своим поступкам? Теперь же оказывается, что эта запоздалая опытность небесплодна; он воспользуется ею в своем новом существовании.

Воплощение в разных мирах

172. Все ли наши существования совершаются на земле?

Не все здесь, но в разных мирах: существование на земле есть не первое и не последнее, это – одно из более материальных и более отдаленных от совершенства.

173. Выбирает ли душа для каждого воплощенного существования своего новый мир, или она может совершить несколько существований в одном и том же мире?

Она может воплотиться несколько раз в одном и том же мире, если не улучшится достаточно, чтобы перейти в высший мир.

Следовательно, мы можем появляться несколько раз на земле?

Без сомнения.

Можем ли мы возвратиться на землю – после телесного существования в других мирах?

Разумеется; вы могли уже жить на земле и в других мирах.

174. Непременно ли мы должны будем снова воплотиться на земле?

Нет; но если вы не подвинетесь вперед вашим развитием, то можете перейти в мир, нисколько не лучший этого, и даже в худший.

175. Есть ли какая-нибудь выгода снова жить на земле?

Никакой особенной выгоды, кроме тех случаев, когда дух посылается на землю с целью миссии; тогда на земле можно усовершенствоваться так же, как бы в высшем мире.

Не было ли бы для духов счастливее оставаться вечно в блуждающем состоянии?

Нет, нет! Тогда бы не было прогресса для духа, который чувствует потребность совершенствоваться и приближаться к Богу.

176. Могут ли духи, после телесных существований в других мирах, воплотиться на земле, никогда не быв на ней прежде?

Могут, точно так же, как и в других мирах. Все миры помогают друг другу; что не совершено духам в одном мире, то достигнется им в другом.

Поэтому, есть на земле люди, которые живут на ней первый раз?

Очень многие, и притом – разных степеней развития.

Можно ли по какой-либо примете узнать, что дух в первый раз воплотился на земле?

Это не принесло бы никакой пользы.

177. Чтобы достигнуть совершенства и верховного блага, составляющего конечную цель человека, должен ли дух пройти телесные существования на всех мирах, составляющих вселенную?

Нет, потому что есть много миров одинакового развития, на которых дух не научился бы ничему новому.

Как же объяснить, в таком случае, повторение существований на одной и той же сфере?

Он каждый раз может избирать для себя различные положения, а потому каждое из этих существований может обогатить его новыми опытами.

178. Могут ли духи воплотиться в мире низшем того, на котором жили в последний раз?

Да, когда они воплощаются с целью миссии, чтобы содействовать прогрессу человечества, тогда они с радостью идут навстречу ожидающим их превратностям, которые послужат им средством к улучшению.

Не может ли это самое случиться как искупление, и не посылает ли Бог в низшие миры непокорных духов?

Духи могут некоторое время оставаться на одной степени развития, но приобретенного не теряют ни в каком случае, и тогда наказание их состоит в том, что они вместо того, чтобы идти вперед, должны снова начать дурно проведенное ими существование в среде, соответствующей их природе.

Какие духи должны снова начинать пройденное ими существование?

Те, кто не исполняют своей миссии – не выдерживают испытания.

179. Существа, обитающие в каждом отдельном мире, все ли достигли одинаковой степени совершенства?

Нет. Так же, как и на земле, есть духи более или менее развитые.

180. Переходя из одного мира в другой, сохраняет ли дух умственные понятия, приобретенные им в первом?

Без сомнения, понятия не теряются, но он не всегда владеет одинаковыми средствами к их проявлению. Это зависит от степени совершенства как духа, так и тела его, в которое он вновь воплотился (см. Влияние организма).

181. Существа, живущие в различных мирах, имеют ли тела, подобные нашим?

Без сомнения, имеют тела, потому что дух должен быть облечен в материю для того, чтобы он мог непосредственно действовать на материю, но оболочка эта может быть более или менее материальна, в зависимости от степени совершенства избираемых ими для воплощения миров; вот для чего необходимо существующее различие между мирами: «у Отца нашего много обителей», и, следовательно, много и степеней. Некоторые знают и помышляют об этом уже на земле, другие же не обращают на это никакого внимания.

182. Можем ли мы знать в точности физическое и нравственное состояние разных миров?

Мы, духи, можем вам только отвечать, сообразуясь со степенью вашего развития; другими словами, мы не должны всем открывать подобные вещи, потому что не все в состоянии понять их, а непонимание смутило бы их.

По мере того как дух очищается, тела, принимаемые при воплощениях, все более и более приближаются к природе духов. Материя тел избирается менее плотная; она не пресмыкается жалко на поверхности планеты; физические нужды менее грубы, живые существа не имеют более надобности уничтожать друг друга для своего пропитания! Дух делается свободнее и имеет об отдаленных предметах понятия, нам вовсе не известные, он видит телесными глазами то, что мы видим только мысленно. Очищенное состояние духов служит причиной, что воплощающиеся в высших мирах существа являют в себе более развитое моральное усовершенствование; животные страсти ослабевают, и эгоизм уступает место братскому чувству. Так в мирах, высших против нашего, войны вовсе не известны, ненависть и раздоры не существуют, потому что никто не думает делать вред своему ближнему. Сознание ожидающей их будущности и спокойствие, доставляемое им совестью, чуждой угрызений, позволяют им думать о смерти без ужаса, они спокойно смотрят на смерть и видят в ней простое преобразование одной внешности. Продолжительность жизни в различных мирах соответствует степени физического и морального совершенства этих миров, что совершенно согласно с рассудком. Чем менее тело материально, тем менее оно подвержено влиянию обстоятельств, разрушающих его. Чем чище дух, тем меньше у него страстей, вредящих телу. В этом видна милость Провидения, которое хочет положить предел нашим страданиям.

183. Переходя из одного мира в другой, проходит ли дух снова период детства?

Детство везде составляет необходимый переход, но оно не всегда так бессмысленно, как у вас.

184. Может ли дух сам избрать новый мир, в котором должен жить?

Не всегда! Но он может просить об этом, и если окажется достоин, то просьба его может быть удовлетворена, так как миры доступны для духов – сообразно со степенью их развития.

Если дух не просит сам об этом, то, что определяет тогда мир, в котором он должен воплотиться?

Степень его развития.

185. Физическое и моральное состояние живых существ постоянно ли одинаково на каждом шаре?

Нет. Миры также подчинены закону прогресса. Все, подобно вашему миру, начали свое существование с низшего состояния, Земля подчинена такому же изменению: впоследствии она будет земным раем, когда все люди сделаются добродетельны.

Тогда поколения, населяющие ныне Землю, исчезнут и будут заменены другими, более совершенными; эти преобразовавшиеся поколения унаследуют настоящим точно так же, как настоящие унаследовали прежним, еще более грубым.

186. Есть ли миры, в которых духи, не нуждаясь более в материальном теле, сохраняют одно только духовное тело?

Да, и эта оболочка делается столь эфирной, что для ваших чувств она может казаться не существующей; таково состояние чистых духов.

Из этого, по-видимому, можно заключить, что нет явной черты разграничения между состоянием последних воплощений и состоянием чистых духов?

Разграничение это не существует; различие, исчезая, мало-помалу делается нечувствительным, подобно тому, как ночь при первом появлении света начинает постепенно бледнеть и исчезать.

187. Материя духовного тела на всех ли мирах одинакова?

Нет, она более или менее эфирна. Переходя из одного мира в другой, блуждающий дух облекается тотчас в материю, свойственную каждому из миров; это совершается с быстротой молнии.

188. Чистые духи обитают ли в особых мирах или свободно витают в пространстве вселенной, не будучи привязаны к одному миру более, чем к другому?

Чистые духи обитают тоже в определенных мирах; но они не так исключительно прикреплены к этим мирам, как, например, люди, к Земле: они более чем другие могут быть везде.

Примечание. По показанию духов, между мирами, составляющими нашу планетную систему, Земля есть один из тех, жители которых малоразвиты физически и морально; Марс еще ниже Земли, а Юпитер гораздо выше во всех отношениях. Солнце не обитаемо вовсе телесными существами, оно есть место свиданий высших духов, которые оттуда обнимают мыслью другие миры, управляемые ими через духов, менее совершенных, с коими они сообщаются посредством всемирного тока. По своему физическому составу солнце есть как бы центр электричества. Все солнца, по-видимому, находятся в таком же положении.

Объем и расстояние планет от солнца не имеет никакого отношения к степени развития миров, так как Венера, по-видимому, более развита чем Земля, а Сатурн менее чем Юпитер.

Многие духи, одушевлявшие некогда бывших на земле людей, объясняли в своих откровениях, что они воплощены теперь в Юпитере, одном из наиболее близких к совершенству миров. Казалось бы, странно, что на этом, столь развитом шаре встречаются люди, которых общественное мнение во время их земной жизни не ставило так высоко. На самом же деле здесь нет ничего удивительного, если рассудить, что некоторые духи, живя на нашей планете, могли быть посланы с целью миссии, которая, по нашим часто близоруким понятиям не ставила их так высоко; во-вторых, между их земным существованием и жизнью на Юпитере они могли жить в других мирах, в которых они улучшились; в-третьих, наконец, что в том мире, как в нашем, есть различные степени развития, и что между степенями этими может быть такое расстояние, как между нашим дикарем и образованным человеком. Таким образом, нельзя заключить, что всякий, живущий на Юпитере, относятся к числу более совершенных существ, точно так же, как не всякого мы можем равнять с ученым членом института, потому только, что они оба живут в Париже.

Долговременность жизни воплощенных духов в мирах не везде одинакова, как на земле, точно так же, как и всякие возрасты.

Одно лицо, умершее несколько лет тому назад на земле, будучи вызвано, сказало, что уже шесть месяцев находится в мире, коего название нам неизвестно. На вопрос, какого он теперь возраста в этом мире, он отвечал: «Я не могу определить этого, потому что мы не считаем времени так, как вы: кроме того, самое существование здесь иное: оно развивается гораздо скорее, чем у вас, хотя минуло только шесть ваших месяцев, как я живу в этом мире, я могу сказать, что умственное развитие мое соответствует тридцатилетнему возрасту земной жизни».

Много было сделано подобных ответов другими духами, и здесь нет ничего неправдоподобного. Не видим ли мы на земле, что многие животные достигают своего полного развития в несколько месяцев?

Почему не может быть того же самого с человеком в других сферах. Заметим, кроме того, что развитие, приобретаемое человеком на земле в тридцатилетнем возрасте, есть, может быть, некоторого рода детство сравнительна с тем, чего он впереди должен достигнуть. Было бы весьма неблагоразумно принимать нас за образец творения и воображать, что Бог ничего не мог создать лучше нас.

Постепенное развитие духов

189. Пользуется ли дух всеми своими способностями с самого начала своего развития?

Нет, потому что дух, так же как и человек, имеет свое детство. В своем начале духи имеют только инстинктивное существование и едва сознают самих себя и свои поступки; разум: их развивается мало-помалу.

190. Каково состояние души при ее первом воплощении?

Это состояние детства, телесной жизни: разум, начинающего духа едва проявляется; он только пробует жить.

191. Души наших дикарей не суть ли духи в состоянии детства?

Да, детства относительного; но это уже души несколько развитые; они имеют страсти.

Значит, страсти составляют признак развития?

Развития, – да, но не совершенства; они суть, признак деятельности и самосознания; между тем как в душе, вновь образовавшейся, разум и жизнь находятся в зачаточном состоянии, жизнь духа проходит те же фазисы, – какие мы видим в телесной жизни; дух переходит постепенно от состояния зародыша к состоянию детства, чтобы, пройдя последовательный ряд периодов, достигнуть старости, которая для него есть состояние совершенства, с той только разницей, что он не подвергается упадку сил, как это бывает в телесной жизни; что жизнь его, имевшая начало, не будет иметь конца; что ему нужно долгое время, по нашим понятиям, чтобы пройти от состояния духовного детства до полного развития, и что усовершенствование его совершается не в одном мире, но в нескольких мирах. Таким образом, жизнь духа состоит из ряда телесных существований, из коих каждое представляет собой благоприятный случай для его усовершенствования, точно так же, как телесное существование состоит из ряда дней, в продолжение которых он может приобретать опытность и познания. Но, подобно тому, как в жизни человечества есть дни бесплодные для него, в жизни духа есть также телесные существования без всякого результата, если он не умел воспользоваться ими.

192. Можно ли в состоянии настоящей земной жизни, ведя себя хорошо, сделаться чистым духом, миновав все промежуточные степени?

Нет, потому что то, что человек считает совершенным, далеко еще от полного совершенства; есть качества, вовсе ему не известные, которых он не только достигнуть, но и постичь не может. Он может сделаться так совершенен, как только доступно для его земной природы, но это далеко еще не полное совершенство. Точно так же дитя, как бы ни было развито, должно, однако, пройти юношеский возраст, прежде чем достигнуть зрелого возраста. Кроме того, дух должен развиваться умственно и морально; если он усовершенствовался только в одном отношении, то должен усовершенствоваться и в другом, чтобы достигнуть верхней ступени лестницы; но чем более человек подвигается вперед в продолжение настоящей жизни, тем менее тягостны и менее продолжительны будут последующие его испытания.

Может ли человек в продолжение настоящей жизни сделать менее тягостным хотя бы свое будущее существование?

Да, без сомнения он может сократить путь и уменьшить трудности его. Только один беспечный всегда остается на одном и том же месте.

193. Человек во время новых существований своих может ли стать ниже, чем он был?

Относительно общественного положения – да; а как дух – нет.

194. Душа добродетельного человека может ли в новом воплощении одушевлять тело злодея?

Нет, потому что она не может ухудшаться.

Душа дурного человека может ли быть душой человека добродетельного?

Да, если он раскаялся, и тогда это награда. Духи улучшаются и не теряют приобретенного, когда они постепенно возвышаются в иерархии духов и не возвращаются в разряды ниже тех, которых они достигли. Во время различных телесных существований своих они могут иногда стоять ниже, как люди, но не как духи. Таким образом, душа властелина может со временем одушевлять самого бедного ремесленника и наоборот, потому что общественные положения людей часто не согласуются вовсе с развитием нравственного их чувства. Ирод был царь, а Иисус – плотник.

195. Возможность улучшиться в следующем существовании не может ли послужить поводом для некоторых оставаться более преданными злу, с той мыслью, что они успеют исправиться позже?

Тот, кто думает так, не верит ни во что, следовательно, и мысль о вечных мучениях не только не остановила бы его, но, напротив, привела бы к совершенному неверию, ибо идея о вечных мучениях противоречит здравому рассудку. Если бы для нравственного руководства людей употребляли одни только логичные средства, то не было бы столько скептиков. Несовершенный дух может действительно так рассуждать, как ты здесь приводишь, но лишь во время своей земной жизни. Тот же дух, освободившись от материи, замечает вскоре, что плохо рассчитал, и тогда вносит в новое существование совершенно противоположное внутреннее чувство. Таким-то способом совершается прогресс, и вот почему у нас на земле одни люди совершеннее других: одни из них приобрели уже опытность, которой другие еще не имеют, но которую приобретут мало-помалу. От них самих зависит ускорить свое усовершенствование.

Человек, находясь в дурном положении, желает изменить его, как можно скорее. Тот, кто уверен, что бедствия этой жизни суть следствие его несовершенства, будет стараться приготовить себе новое существование, менее тягостное; и эта мысль вернее отклонит его от всего дурного, чем мысль о вечном огне, которого не признает рассудок.

196. Так как духи не могут улучшаться иначе, как претерпевая превратности телесного существования, то не следует ли из этого, что материальная жизнь есть некоторого рода испытание или чистилище, через которое должны пройти существа духовного мира, чтобы достигнуть совершенства?

Да, это так. Они улучшаются в этих испытаниях, избегая зла и упражняясь в добродетели. Но только после многих воплощений, по истечении более или менее продолжительного времени, в зависимости от их усилий, они достигают цели совершенства, к которой стремятся.

Тело ли имеет влияние на дух, относительно его улучшения, или дух на тело?

Твой дух есть все, тело же твое есть одежда, подверженная тлению, и только.

Мы находим материальное уподобление различных степеней очищения души в виноградном соке. В нем заключается жидкость, называемая спиртом, или алкоголем, не ослабленная примесью различных посторонних веществ, изменяющих ее сущность; спирт приходит в совершенно чистое состояние не иначе, как после нескольких дистиллирований, из коих каждое содействует его очищению. Перегонный снаряд есть как бы тело, в которое он должен войти, чтобы очиститься; посторонние спирту вещества в виноградном соке суть как бы духовное тело, которое само очищается по мере приближения духа к совершенству.

Участь детей после смерти

197. Развит ли так же дух умершего ребенка, как дух старика?

Иногда гораздо больше, потому что он мог больше жить как дух, и приобрести более опытности в прежних существованиях, в особенности если он провел их с успехом.

Итак, дух дитяти может быть больше развит, чем дух отца его?

Это бывает очень часто; разве вы не замечаете этого на земле сами?

198. Дух ребенка, который умер, не успев сделать зла, относится ли к высшим разрядам духов?

Если он не сделал зла, то не сделал и добра, и Бог не освобождает его от испытаний, которые он должен впереди выдержать. Если он чист, то это не потому, что он ребенок, а потому, что прежде был развит.

199. Почему жизнь часто прекращается в самом раннем возрасте?

Непродолжительная жизнь дитяти может быть для духа, воплощенного в нем, дополнением к существованию, прерванному преждевременно, и смерть его часто есть испытание или искупление для родителей.

Что делается с духом дитяти, умершего в раннем возрасте?

Он начинает новое существование.

Если бы человек существовал телесно один раз и судьба его, после этого существования, была бы решаема навсегда, то в чем заключалась бы заслуга половины рода человеческого, умирающего в раннем возрасте; за что наслаждались бы они ничем не заслуженным блаженством, и по какому праву были бы освобождены от условий часто столь тягостных для других? Такой порядок вещей не был бы согласен с Божиим правосудием. Перевоплощение же уравнивает всех, будущность принадлежит всем без исключения, без всякого преимущества для некоторых; кто опаздывает в достижении конечной цели, тот не иначе, как сам виноват в том. Так как человек несет личную ответственность за свои поступки, то и награду он должен получить непосредственно сам, сообразно со своими заслугами. Впрочем, нет никакого основания смотреть на детство как на нормальное состояние невинности. Не встречаем ли мы часто детей с самыми дурными склонностями в том возрасте, когда воспитание не могло еще иметь влияния на них. Не замечаем ли мы в некоторых из них, как бы от самого рождения, коварство, лживость, вероломство и даже склонность к воровству и убийству, и все это – несмотря на хорошие примеры окружающих лиц?

Гражданский закон прощает их потому, что они действуют несознательно! Он прав. Они, действительно, действуют скорее инстинктивно, чем обдуманно; но откуда могут происходить эти склонности, столь различные у детей одного возраста, воспитанных при одинаковых условиях и подверженных одним и тем же влияниям? Откуда происходит эта преждевременная испорченность, если не от низкого состояния духа? Дети бывают преступны потому, что дух их малосовершенен, и тогда он отвечает не за свои детские поступки, но за поступки предшествовавших своих существований, и таким образом, закон для всех одинаков, и правосудие Божие ни в чем ни для кого не нарушается.

Пол духов

200. Бывают ли духи различных полов?

В том смысле, как вы понимаете, нет, потому что полы зависят от телесного организма. Между ними существует любовь и симпатия, но основанная лишь на сходстве склонностей.

201. Дух, одушевлявший тело мужчины, может ли в новом существовании одушевлять тело женщины и наоборот?

Да. Одни и те же духи одушевляют мужчин и женщин.

202. Предпочитает ли дух воплотиться в тело мужчины или в тело женщины?

Это мало интересует духа, это зависит от испытаний, какие ему нужно выдержать.

Один и тот же дух может свободно выбирать и менять полы в телесных своих существованиях, потому что сам он, как дух, не имеет пола, так как духи должны совершенствоваться во всех отношениях, то каждый пол, равно как и каждое общественное положение, представляет им особенные испытания и обязанности, а следовательно, и случай приобрести опытность. Тот, кто всегда был бы мужчиной, знал бы только то, что испытывают мужчины.

Родство, род

203. Передают родители своим детям часть своей души или же они дают им только животную жизнь, к которой новая душа прибавляет потом уже жизнь моральную?

Одну только животную жизнь, потому что душа неделима. Глупый отец может иметь умных детей, и наоборот.

204. Так как мы имели несколько существований, то не возникают ли связи родства гораздо раньше нашего настоящего существования?

Это не может быть иначе. Последовательность телесных существований рождает между духами связи, которые существовали уже прежде: это одна из причин симпатий между вами и некоторыми духами, по-видимому, совершенно чуждыми вам.

205. По мнению некоторых, учение о перевоплощении разрушает семейные связи, возводя их за пределы настоящего существования?

Оно расширяет их, но не разрушает. Так как родство основывается на предшествовавших привязанностях, то узы, связывающие членов одного семейства, существовали гораздо раньше. Оно увеличивает обязанности братства, потому что в вашем соседе или в вашем слуге заключается, может быть, дух, который был некогда связан с вами узами крови.

Оно уменьшает, однако, важность, приписываемую некоторыми своему роду, потому что дух отца, например, мог принадлежать совсем к другому поколению, или иметь совсем иное положение?

Это справедливо, но воображаемая важность рода основана только на гордости. Большинство людей ценят в своих предках их титулы, звание, богатство. Тот, кто гордится происхождением своим от развратного вельможи, стал бы краснеть, если бы имел предком своим честного и добродетельного сапожника. Но что бы люди ни говорили и ни делали, они не могут изменить естественного порядка вещей, потому что Бог основал законы природы, не соображаясь с их гордостью.

206. Так как потомки одной и той же семьи не составляют, как духи, одной исключительной семьи или рода, то не смешно ли будет выказывать особенное уважение предкам?

Без сомнения, нет, потому что следует почитать за счастье принадлежать к семье, если только в ней воплощались высшие духи. Хотя духи не происходят один от другого, но они тем не менее имеют привязанность к тем, кто связан с ними семейными узами, потому что духи эти часто бывают привлечены в то или другое семейство – симпатией или предшествовавшими связями. Но будьте уверены, что духам ваших предков не доставляет никакого удовольствия ваше уважение, основанное на гордости; достоинства их тогда только отразятся на вас, когда вы будете следовать их хорошим примерам, и тогда ваши воспоминания о них могут быть не только им приятны, но даже полезны.

Сходства физические и моральные

207. Родители часто передают детям физическое сходство. Передают ли они также сходство моральное?

Нет, потому что они имеют души или духи различные. Тело происходит от тела, но дух не происходит от духа. Между членами одного рода существует только кровное родство.

Откуда же происходят моральные сходства, существующие иногда между родителями и детьми?

Это духи, симпатизирующие друг другу и привлеченные сходством склонностей.

208. Дух родителей имеет ли какое-нибудь влияние на дух дитяти после его рождения?

Очень большое, как мы уже сказали; духи должны содействовать друг другу на пути усовершенствования. Таким образом, дух родителей имеет прямую обязанность развивать дух своего дитяти посредством воспитания: это – его миссия.

209. Почему у добрых и добродетельных родителей рождаются иногда дети с дурными склонностями? Или, говоря иначе, почему хорошие качества родителей не всегда привлекают доброго духа для одушевления их дитяти?

Злой дух может просить себе добрых родителей – в надежде, что советы их направят его на лучший путь, и часто Бог вверяет его им.

210. Могут ли родители своими мыслями и молитвами привлечь в тело будущего своего ребенка доброго духа скорее, чем духа низшего?

Нет, но они могут улучшить дух дитяти, рожденного от них и вверенного их попечению; это их обязанность; дурные дети есть испытание для родителей.

211. Откуда происходит сходство характером между двумя братьями, в особенности у близнецов?

Это духи, симпатизирующие друг другу, которые сближаются вследствие сходства своих чувств и которые счастливы тем, что могут быть вместе.

212. У детей, родившихся со сросшимися телами, имеющих некоторые органы общие, – два духа или, говоря иначе, две души?

Да, но вследствие их сходства вам кажется иногда, что у них одна душа.

213. Так как духи воплощаются в близнецов вследствие взаимной симпатии, то откуда происходит отвращение, замечаемое иногда между ними?

Что все близнецы имеют духов, симпатизирующих друг другу, – это не общее правило. Злые духи тоже могут желать бороться вместе на поприще жизни.

214. Как понять рассказы о детях, которые дерутся в утробе матери?

Как аллегории. Этим хотят изобразить взаимную ненависть их, существовавшую до рождения. Вы часто понимаете аллегорические изображения буквально.

215. Откуда происходят отличительные характеры, замечаемые у каждого народа?

Духи образуют семейства – на основании сходства своих склонностей, более или менее чистых, в зависимости от их развития. Таким образом, народ есть большое семейство, составившееся из воплотившихся симпатизирующих духов. Стремление членов этих семейств к взаимному соединению есть причина сходства, составляющего отличительный характер каждого народа. Неужели ты думаешь, что добрые и человеколюбивые духи будут желать воплощаться среди народа грубого и жестокого? Духи симпатизируют народам точно так же, как и отдельным лицам; там только они себя чувствуют в своей сфере.

216. Сохраняет ли человек в своих новых существованиях следы нравственного характера предшествовавших существований?

Да, это может случиться, но, улучшаясь, он и изменяется. Его общественное положение также может быть другое; если из господина он сделается невольником, то вкусы его будут совсем другие, и вам трудно будет узнать его. Так как один и тот же дух воплощается несколько раз, то проявления его в разных существованиях, сохраняя некоторые сходства с предыдущими, все же изменяются и заменяются привычками нового положения – до тех пор пока значительное усовершенствование совершенно изменит его характер, так что из гордого и злого он может сделаться смиренным и человеколюбивым, если только раскается.

217. Человек в различных своих существованиях сохраняет ли физические следы предшествовавших существований?

Тело разрушается, а новое не имеет никакого отношения к старому. Но дух отражается на теле, и хотя тело есть только материя, но оно образовывается сообразно со способностями духа, которые придают ему определенный характер, в особенности лицу его, и потому справедливо называют глаза – зеркалом души по той причине, что душа особенно отражается на лице; поэтому совершенно некрасивая наружность может нравиться, когда она есть оболочка духа доброго, умного, человеколюбивого, между тем как есть наружности очень красивые, к которым ничего не чувствуешь и даже питаешь некоторое отвращение. Казалось бы, только одни красивые тела должны быть оболочкой совершенных духов, а между тем ты встречаешь каждый день людей добродетельных с безобразной наружностью. Не имея совершенного сходства, тождество вкусов и склонностей может придать нескольким лицам ту общность физиономий, которую обыкновенно называют фамильным сходством.

Так как тело, в которое облекается душа, при новом воплощении не имеет никакого отношения к телу, оставленному ею, и притом она может получить его от совсем иных родителей, то безрассудно было бы предполагать, что непременно существует при каждом воплощении физическое сходство, которое на самом деле есть не что иное, как случайность. Впрочем, качества духа изменяют часто органы, служащие для их проявлений, и отражают на лице и даже на общих манерах человека особенный отпечаток. Так, под простой оболочкой можно встретить иногда выражение величия и достоинства, между тем как под одеждой знатного господина замечается часто печать низости. Некоторые люди, выходя из самого низкого состояния, легко принимают привычки и манеры большого света; они как будто возвращаются в свою стихию, другие же, напротив, несмотря на рождение и воспитание, всегда остаются как бы не на своем месте. Чем объяснить все это как не отражением состояния, в котором дух находился прежде?

Врожденные идеи

218. Воплощенный дух сохраняет ли какие-нибудь следы понятий или познаний, приобретенных им в предшествовавшие существования?

У него остается смутное воспоминание, которое дает ему то, что называют врожденными идеями.

Итак, теория о врожденные идеях не есть вымысел?

Нет. Познания, приобретенные в каждом существовании, не теряются. Дух, освободившись от материи, помнит их всегда. Во время воплощения он может забыть их отчасти, но смутное сознание, остающееся у него, помогает успехам его усовершенствования, – без этого он каждый раз начинал бы сначала. При каждом новом воплощении дух начинает свое усовершенствование с той точки, на которой остановился во время предыдущего существования.

Следовательно, между двумя смежными существованиями должна быть большая связь?

Не всегда связь эта так велика, как ты думаешь, потому что положения часто бывают весьма различны; кроме того, и в промежутке телесных существований, дух мог улучшиться (216).

219. Откуда происходят необыкновенные способности людей, которые без предварительного изучения как будто приносят в мир готовыми понятия о некоторых познаниях, например, в языках, математике и прочем?

Воспоминание прошедшего, предшествовавший (прогресс души, которого она сама не сознает. Откуда же иначе они происходили? Тело изменяется, но дух остается тот же, переменяя только одежду.

220. Переменяя тело, можно ли потерять некоторые умственные способности, потерять, например, склонность к искусствам?

Да, если сделали из нее в прошлом существовании дурное употребление. Кроме того, способность может не проявляться в продолжение одной телесной жизни, если дух пожелает развить другую, не имеющую к ней никакого отношения; тогда прежняя способность находится в бездейственном состоянии до нового ее проявления впоследствии.

221. Не воспоминанию ли прошедшего обязан человек, даже в диком состоянии, инстинктивным понятиям о существовании Бога и предчувствиям будущей жизни?

Это – воспоминание, сохраненное им о том, что он знал, как дух – прежде воплощения, но гордость часто заглушает это понятие.

Не этому ли самому воспоминанию обязаны некоторые идеи, сходные с учением спиритизма, встречаемые у всех народов?

Это учение – так же древне, как мир, вот почему следы его находят везде, и это одно из доказательств истинности его. Воплощенный дух, сохраняя смутное воспоминание о своем духовном состоянии, сознает инстинктивно невидимый мир, но сознание это часто бывает искажено предрассудками, а невежество примешивает к нему суеверие.

Далее...

Обновлено (06.05.2019 06:54)

 

Найти на сайте