Главная Закон поклонения


Спиритизм. Закон поклонения

Закон поклонения

Поклонение Богу

Цель поклонения

649. В чем состоит поклонение?

Поклонение есть возношение мыслей к Богу. Чрез поклонение душа приближается к Богу.

650. Поклонение бывает ли следствием врожденного чувства или же оно есть плод воспитания?

Поклонение есть врожденное чувство, так же как и познание Божества. Сознание своей слабости заставляет человека преклониться пред Тем, Кто может ему покровительствовать.

651. Были ли народы, не имевшие никакого понятия о поклонении?

Нет, потому что никогда не было народов-атеистов. Все сознают, что над нами есть верховное существо.

652. Можно ли сказать, что поклонение берет свое начало из естественного закона?

Оно входит в состав естественного закона потому, что представляет собой следствие врожденного чувства человека; поэтому его и встречают у всех народов, хотя и в различных формах.

Внешнее поклонение

653. Должно ли сопровождаться поклонение наружным проявлением?

Истинное поклонение совершается в сердце; что бы вы ни делали, всегда имейте в виду, что Господь видит вас.

Полезно ли внешнее поклонение?

Да, если оно не пустой обряд. Всегда полезно подавать хороший пример, но те, кто делают это из ханжества или из самолюбия и поведение которых противоречит их мнимой набожности, подают скорее дурной, чем хороший, пример и делают больше зла, чем предполагают.

654. Оказывает ли Бог предпочтение тем, которые поклоняются Ему тем или другим способом?

Бог предпочитает людей, поклоняющихся Ему искренно, в глубине своего сердца, и вместе с тем делающих добро и избегающих зла, тем людям, которые думают угодить Ему обрядами, нисколько не делающими их лучшими относительно ближних. Все люди между собой братья и дети Божии. Он призывает к Себе всех, кто исполняет Его законы, в какой бы наружной форме они не были выражены.

Кто набожен только по наружности, тот лицемер; у кого поклонение бывает притворное и не согласуется с его образом жизни, тот подает дурной пример.

Кто проповедует поклонение Христу и вместе с тем горд, завистлив, жесток и безжалостен к другим или предан заботам о благах земных, тот, говорю вам, религиозен только на устах, а не в сердце. Бог, видящий все, скажет: кто знает истину и делает зло, тот во сто крат виновнее дикого обитателя пустыни и сообразно этому будет осужден в день суда. Если слепой, проходя мимо, толкнет вас, вы извините его; если же это сделает человек, не лишенный зрения, вы останетесь недовольны и будете совершенно правы.

Не спрашивайте же, существует ли наиболее подходящая внешняя форма поклонения, потому что это будет все равно, если бы вы спросили, приятнее ли Богу молитвы, произносимые на том или другом языке. Повторяю вам снова: хвалебные песни ваши доходят до Него только через посредство вашего сердца.

655. Достоин ли прощения тот, кто исполняет обряды религии, которым в душе не верит, только из уважения к людям или чтобы не соблазнить тех, кто думает о религии иначе, чем он?

Намерение и в этом случае составляет все. Кто имеет в виду только уважение к верованиям других, тот не делает ничего дурного, он во всяком случае поступает лучше, чем тот, кто обращает их в смешную сторону, не выказывая тем самым своего уважения к людям; кто же придерживается обрядов из расчета или из честолюбия, тот подвергается презрению как от Бога, так и от людей. Богу не могут быть приятны те, кто преклоняются пред Ним для того только, чтобы заслужить одобрение от людей.

656. Имеет ли общественное поклонение преимущество пред поклонением отдельных лиц?

Люди, соединенные единством мыслей и чувств, имеют более силы привлекать к себе добрых духов. То же бывает, когда они собираются и для поклонения Богу. Но не подумайте поэтому, что поклонение отдельных лиц бесполезно, нет – всякий может поклоняться Богу, думая о Нем.

Созерцательная жизнь

657. Люди, ведущие созерцательную жизнь, не делающие никакого зла и думающие лишь о Боге, имеют ли в Его глазах какую-либо заслугу?

Нет, потому что если они не делают зла, то не делают добра, а следовательно, бесполезны; впрочем, неделание добра есть уже зло. Бог хочет, чтобы думали о Нем, но не исключительно о Нем одном, потому что на каждого человека Он возлагает определенные земные обязанности. Тот, кто проводит все время в молитвенном размышлении и созерцании, не имеет никакой заслуги в глазах Божиих, потому что жизнь его проходит без пользы для человечества, и Бог спросит у него отчет о добре, которого он не сделал (640).

О молитве

658. Приятна ли молитва Богу?

Молитва всегда приятна Богу, когда исходит из сердца, потому что намерение составляет для Него все, и молитва сердца всегда будет предпочтена той, которую ты произносил больше устами, чем мыслями, как бы хороша она ни была. Молитва приятна Богу, когда она говорится с верой, умилением и искренностью; но не думай, что Бог окажется тронут молитвой человека суетного, гордого, эгоиста, если молитва его не будет следствием сердечного его раскаяния и истинного смирения.

659. В чем состоит молитва вообще?

Молитва есть поклонение Богу. Молиться Богу значит думать о Нем, приближаться к Нему, вступать в общение с Ним. Молитва может быть трех родов: хваление, прошение и благодарение.

660. Делает ли молитва человека лучшим?

Да, потому что тот, кто молится с верой и усердием, получает больше силы противиться искушениям, и Бог посылает ему добрых духов для поддержания его. В такой помощи никогда не бывает отказа, когда о ней просят искренно.

Отчего происходит, что некоторые люди, хотя и много молятся, но не освобождаются от дурных склонностей, бывают горды, завистливы, своенравны, не имеют ни благосклонности, ни снисходительности и даже иногда бывают порочны?

Главное дело не в том, чтобы молиться хорошо. Эти люди думают, что вся заслуга заключается в продолжительности молитвы и не обращают внимания на свои недостатки. Для них молитва есть занятие, препровождение времени, а не изучение самого себя. В этом случае не средство не действительно, а способ его употребления.

661. Можно ли с пользой молиться о прощении наших грехов?

Бог умеет отличить добро от зла; молитва не скрывает проступков. Кто молится о прощении своих грехов, тот получит это прощение, но только тогда, когда переменит свое поведение. Добрые дела – лучшая молитва, потому что дела важнее слов.

662. Можно ли с пользой молиться о других?

Дух молящегося действует в этом случае своим желанием делать добро. Молитвой он привлекает к себе добрых духов, которые помогают ему достигнуть желаемого им добра.

При помощи мысли и воли мы можем делать многое, простирающееся за пределы наших телесных сил. Молитва за других есть одно из таких действий нашей воли. Если она пламенна и чистосердечна, то может призвать на помощь к тем, о которых мы молимся, добрых духов, которые внушают им добрые мысли и придадут телесные и душевные силы, для них необходимые. Но и в этом случае молитва сердца составляет все; молитва же уст ничего не значит.

663. Наши молитвы о нас самих могут ли изменить наши испытания или отклонить их от нас?

Ваши испытания всегда в руках Божиих, и некоторые из них должны быть выдержаны вами до конца, но в таком случае Бог берет во внимание вашу покорность.

Молитва привлекает к вам добрых духов, которые придают вам сил переносить испытания с мужеством, а чрез это они кажутся вам менее тягостны. Мы сказали уже, что молитва никогда не бывает бесполезна, если совершается как должно, потому что она придает силы, а это немаловажная помощь. Впрочем, Бог не может изменять порядка вещей в угоду каждому, потому что многое, кажущееся вам вредным, по узости вашего взгляда и по отношению к вашей мимолетной жизни, часто приносит большую пользу в общем порядке Вселенной; кроме того, сколько есть бедствий, которые человек сам навлекает на себя своей непредусмотрительностью и проступками. В самих его ошибках кроется тогда и его наказание. Впрочем, справедливые просьбы наши исполняются чаще, чем вы думаете; вам кажется, что Бог не услышал вас, потому что не сделал для вас чуда, а между тем, Он помогает вам средствами, столь естественными, что вы принимаете их как дело случая или обыкновенного порядка вещей, чаще же всего Он внушает вам мысли, с помощью которых вы сами можете вывести себя из затруднения.

664. Полезно ли молиться об умерших и страждущих, и каким образом молитвы наши могут доставить им облегчение и сократить страдания; могут ли они смягчить правосудие Божие?

Молитва не может изменить намерения Божия, но дух, о котором молятся, получает облегчение, потому что молитва эта служит доказательством принимаемого в нем участия; несчастный же всегда получает облегчение, когда находит в других сочувствие к своим страданиям. Кроме того, молитва о нем побуждает его к раскаянию и порождает в нем желание делать все, что нужно для достижения блаженства; только при таком содействии его доброй воли можно в этом смысле сократить его страдания. Такое стремление к усовершенствованию, возбужденное в страждущем духе молитвою о нем, привлекает к нему более совершенных, чем он, духов, которые наставляют его, утешают и обнадеживают его. Иисус молился о заблудших овцах и тем показал вам, что вы сделаетесь виновны, если не будете молиться о наиболее нуждающихся в молитвах.

665. Что думать о мнении некоторых отвергающих молитву об умерших, потому что она не предписана Евангелием?

Христос сказал людям; любите друг друга. Слова эти заключают в себе постановление – употреблять всевозможные средства для доказательства любви к ближним, не объясняя, впрочем, никаких подробностей, как достигнуть этой цели. Если справедливо, что ничто не может отклонить правосудия Божия относительно проступков духа, то не менее справедливо, что и молитва ваша о существе, которое вы любите, служит ему доказательством вашей о нем памяти, а такое участие не может не облегчить его страданий и не утешить его. Когда дух выказывает малейшее раскаяние, тогда только он получает облегчение; но он никогда не остается в неведении о том, что симпатизирующая ему душа заботилась о нем и что посредничество ее было ему полезно. Тогда в нем рождается чувство благодарности и привязанности к тому, кто доказал ему таким образом свою любовь или сострадание; следовательно, при этом взаимная любовь, которую Христос заповедал людям, усиливается, и они оба исполняют закон всеобщей любви и единения, закон Божественный, который должен привести к единству, конечной цели духа.

Примечание. Ответ этот дан был духом г. Монода, протестантского пастора в Париже, умершего в апреле 1856 г. Предыдущий же ответ, п. 664, дан духом св. Людовика.

666. Можно ли молиться духам?

Можно молиться добрым духам как посланникам Божиим и исполнителям Его воли, но власть их бывает всегда сообразна со степенью их совершенства и зависит от Бога, так как без Его соизволения ничто не делается; вот почему молитвы, обращенные к духам, тогда только действительны, когда бывают приняты Богом.

Многобожие

667. Почему многобожие относится к числу самых древних и наиболее распространенных верований, несмотря на то, что оно ложно?

Мысль о Едином Боге не могла у человека явиться иначе, как вследствие развития его понятий. Будучи по невежеству своему неспособен понять существо нематериальное и действующее вместе с тем на материю, он приписал ему свойства существ телесных – форму и наружность, – и тогда все, что, по его понятию, выходило за пределы обыкновенного разума, делалось для него божеством. Все, чего он не понимал, было для него делом отдельной сверхъестественной силы, а отсюда до многобожия оставался один только шаг. Но во все времена были люди просвещенные, понимавшие, что мир не может быть управляем многими богами без единой верховной власти, и возвышавшиеся таким образом до понятия о Едином Боге.

668. Так как проявления духов происходили во все времена и были известны от начала мира, то не могли ли они породить веру в многочисленность богов?

Без сомнения; потому что люди, называя именем бога все, что было выше человека, принимали духов за божества; по той же причине человека, отличавшегося от других своими действиями, гениальностью или тайным могуществом, не понятным для толпы, также принимали за бога и после его смерти поклонялись ему (603).

Слово «бог» имело у древних весьма обширное значение; оно не ограничивалось, как у нас, олицетворением верховного Владыки всей природы, а служило общим названием всех существ, стоявших вне сферы человечества, но так как проявления духов открыло им, что бестелесные существа действуют, как силы природы, то они назвали их богами так, как мы называем их духами; весь вопрос здесь в словах, но только с той разницей, что древние по своему невежеству, поддерживаемому людьми, находившими в этом свою выгоду, воздвигали этим, своим, богам великолепные храмы и жертвенники, тогда как для нас они такие же существа, как и мы, освободившиеся только от земной оболочки и достигшие большего или меньшего развития. Изучая со вниманием символические принадлежности языческих богов, мы находим в них все, относящееся к существу наших духов, стоящих на различных ступенях развития, а также и к их телесному состоянию в мирах высших, к их духовному телу, и, наконец, к их влиянию на все земное.

Христианство, просветившее мир своим Божественным светом, не могло уничтожить того, что существует в природе, оно только обратило поклонение людей к Тому, Кому действительно они должны поклоняться. Что же касается духов, то память о них сохранялась у различных народов под различными именами; а проявления их, никогда, впрочем, не прекращавшиеся, были ими объясняемы различно и часто, в видах материальной пользы, под кровом таинственности; таким образом религия относила эти проявления к чудесному, а неверующие принимали их за шарлатанство. Теперь же, благодаря более серьезному изучению, спиритизм, освобожденный от всех суеверных понятий, омрачавших его в течение стольких веков, открывает нам одно из величайших начал природы.

Жертвоприношения

669. Обычай приносить жертвы получает свое начало с самой глубокой древности. Каким образом человек дошел до убеждения, что подобный обычай может быть приятен Богу?

Сперва человек не понимал, что Бог есть источник доброты; у народов первобытных материя всегда преобладает над духом и, так как их нравственные понятия бывают еще не развиты, то они предаются вполне своим животным наклонностям и доходят до состояния зверства. Весьма естественно, что первобытные люди должны были предполагать, что одушевленные существа имеют больше цены в глазах Божиих, чем тела материальные. Это и побудило их приносить в жертву сперва животных, а потом и людей, так как по своему ложному верованию они думали, что важность жертвоприношения зависит от достоинства жертвы. В вашей материальной жизни, какой вы живете по большей части, когда вы хотите сделать кому-нибудь подарок, то стараетесь выбрать для этого вещь тем более ценную, чем большую хотите выказать человеку привязанность и уважение. Точно таким же образом поступали невежественные люди в отношениях своих к Богу.

Итак, приношение в жертву животных предшествовало приношению в жертву людей?

Это несомненно.

Из этого объяснения выходит, что приношение в жертву людей не было следствием жестокости?

Нет, не жестокости, а ложного понятия о том, как угодно Богу. Взгляните на Авраама. Впоследствии к такому взгляду примешались и злоупотребления, так что люди начали приносить в жертву своих неприятелей – пленных, а потом и личных своих врагов. Впрочем, Бог никогда не требовал в жертвоприношение Себе ни животных, ни людей; бесполезным уничтожением собственных Его созданий нельзя выказать уважение к Нему.

670. Могло ли приношение в жертву людей, совершенное с благочестивым намерением, быть когда-нибудь приятно Богу?

Нет, никогда, но Бог судит намерения человека. Люди, по невежеству своему, могли думать, что они делают похвальный поступок, принося в жертву себе подобных; в этом случае Бог смотрит на намерение, а не на самое дело.

Достигнув большого развития, люди должны были понять свое заблуждение и уничтожить жертвоприношения, которые не могли быть уже допущены людьми просвещенными; в то еще время рассудок людей был покрыт материальной завесой; но с помощью своей свободной воли они отчасти и тогда уже могли понимать назначение человека, и многие из них действительно сознавали, что делают дурно, принося в жертву себе подобных, хотя и упорствовали еще в этом – в видах удовлетворения своих страстей.

671. Что должны мы думать о так называемых, священных войнах? Чувство, заставляющее фанатические народы истреблять тех, кто не разделяют их верований, с целью угодить этим Богу, имеет, кажется, одинаковый источник с чувством, побуждавшим некогда приносить в жертву Богу себе подобных?

Их побуждают к этому злые духи; объявляя войну своим ближним, они поступают против воли Божией, потому что Бог велит каждому любить брата своего, как самого себя. Все религии, или лучше сказать, все народы поклоняются одному и тому же Богу, под каким бы именем они Его ни исповедовали; зачем же начинать истребительную войну против тех, религия которых несходна с нашей или не достигла еще того развития, которое она должна иметь у народов образованных?

Некоторым народам простительно не верить словам Того, Кто был одушевлен Божественным Духом и был послан Богом, а в особенности если они не видели Его и не были свидетелями Его действий; и как хотите вы, чтобы они поверили этому кроткому учению, когда вы проповедуете его с оружием в руках?

Учение это должно просветить их, и потому мы должны стараться передать его убеждением и кротостью, а не силой и кровопролитием. По большей части вы сами не верите нашим общениям с людьми, как же вы хотите, чтобы иноверцы поверили вашей проповеди на слово, когда поступки ваши явно противоречат проповедуемому вами учению?

672. Приношение в жертву плодов земных имело ли бы более заслуги в глазах Божиих, чем приношение в жертву животных?

Вам уже сказано, что Бог в этом случае судит намерение, и что самое действие имеет мало значения в Его глазах. Очевидно, Богу было приятнее, когда Ему приносили в жертву плоды, а не кровь животных. Мы уже сказали вам и повторяем снова, что молитва, сказанная от сердца, во сто раз приятнее Богу, чем все жертвы, какие только вы можете принести Ему. Повторяем, что намерение здесь составляет все, действия же ничего не значат.

673. Нельзя ли сделать эти жертвоприношения более угодными Богу, назначая их для вспомоществования тем, которые нуждаются в необходимом, и не будет ли в таком случае приношение в жертву животных иметь некоторого достоинства, так как оно будет совершаться с полезной целью, тогда как прежде оно или ни к чему не служило, или приносило пользу людям, ни в чем не нуждающимся?

Не было ли бы действительно чего-то особенно благоговейного в посвящении бедным первых плодов всех благ, даруемых нам Богом на земле?

Бог всегда благословляет тех, кто делает добро; помогать бедным и облегчать страждущих – лучшее средство угодить Ему. Я не хочу сказать этим, что Бог порицает обряды, сопровождающие ваши молитвы; но на них вы много издерживаете денег, которые могли бы быть употреблены с большей пользой. Бог любит простоту во всем. Только человек с узким взглядом на вещи может заботиться о внешности, а не о внутреннем состоянии своего сердца; судите же теперь, может ли Бог обращать более внимания на форму, чем на суть дела.

Далее...

Обновлено (14.06.2019 12:52)

 

Найти на сайте