Главная Закон самосохранения


Спиритизм. Закон самосохранения

Закон самосохранения

Спиритизм. Закон самосохранения

Инстинкт самосохранения

702. Инстинкт самосохранения есть ли закон природы?

Без сомнения; он дан всем живым существам, какова бы ни была степень их умственного развития; у одних он совершенно бессознательный, у других же разумный.

703. С какой целью Бог дал всем живым существам инстинкт самосохранения?

Для того чтобы все содействовали намерениям Провидения; для этого-то Бог и дал им потребность жить.

Притом же жизнь необходима для усовершенствования существ; они чувствуют это инстинктивно, не отдавая себе в том отчета.

Средства к самосохранению

704. Бог, дав человеку потребность жить, всегда ли доставляет ему средства для поддержания жизни?

Да, и если он не находит их, то потому, что их не понимает. Бог не мог дать человеку потребность жить, не дав ему средств к жизни; для этой-то цели Он одарил землю способностью производить все, что необходимо для ее обитателей, потому что необходимое только полезно, излишество же никогда пользы не приносит.

705. Почему земля не всегда производит в достаточном количестве все необходимое для человека?

Потому что человек пренебрегает ею. Неблагодарный! А между тем, она – превосходная мать. Часто также он обвиняет природу в том, что бывает следствием его неопытности или непредусмотрительности. Земля всегда производила бы необходимое, если бы человек умел только довольствоваться им. Если она и не удовлетворяет всех нужд, то потому, что человек употребляет в излишестве то, что могло бы быть отдано другому, как необходимое. Посмотри на араба в пустыне, он всегда находит средства к жизни, потому что не создает себе вымышленных потребностей; но когда половина продуктов растрачена для удовлетворения прихотей, то удивительно ли, что человек не находит на другой день ничего, и имеет ли он право жаловаться тогда, когда остается вовсе без необходимого, когда настает голод. Истинно говорю вам, не природа непредусмотрительна, а человек не умеет пользоваться ее произведениями.

706. Под именем земных благ нужно ли понимать одни только произведения земли?

Земля есть первый источник, из которого вытекают все средства к жизни, потому что все эти средства суть не что иное, как разновидности сотворенного землей; вот почему под именем «благ земных» нужно понимать все, чем человек может наслаждаться на земле.

707. Некоторым людям недостает часто средств к существованию, несмотря на изобилие, их окружающее; на кого они должны жаловаться в этом случае?

На эгоизм людей, которые не всегда делают то, что должны делать; а чаще всего – на самих себя. Ищите и найдите; эти слова не значат, что достаточно смотреть в землю, чтобы найти то, чего желаешь; но что нужно искать с настойчивостью и постоянством, не падая духом при встрече с препятствиями, служащими часто для испытания вашего терпения, постоянства и твердости (534).

Если образование увеличивает нужды, то увеличивает также источники труда и средства к жизни; но нужно признаться, что в этом отношении ему остается еще сделать многое; оно тогда совершит свое дело, когда никто уже не будет иметь права сказать, что он нуждается в необходимом, если сам только не будет виновен в этом. Бедствия многих зависят от того, что они идут не тем путем, какой указывает им природа; в таком случае у них недостает умения достигнуть своей цели. Для каждого есть место на земле, но только с условием, чтобы он не занимал чужого места. Природа не может отвечать за недостатки общественного устройства и за последствия гордости и самолюбия.

Впрочем, нужно быть слепым, чтобы не видеть прогресса, совершившегося в этом отношении у народов наиболее развитых. Благодаря похвальным стараниям филантропии и науки, недостаточность произведений природы, несмотря на непрерывное увеличение народонаселения, менее заметна, и самые бедственные годы не могут сравниться с прежде бывшими подобными годами; общественная гигиена, это существенное основание силы и здоровья, неизвестная нашим отцам, составляет предмет заботливости просвещенных людей; бедность и страдание находят себе убежище; наука везде содействует увеличению благосостояния. Значит ли это, что мы достигли совершенства? О, без сомнения, нет! Но уже совершившееся дает понятие о том, что может совершиться при постоянном старании человека, если он будет достаточно благоразумен, чтобы искать счастья в вещах положительных и серьезных, а не в бесполезных утопиях, которые вместо того чтобы подвигать его вперед, замедляют его усовершенствование.

708. Нет ли положений, в которых средства к существованию не зависят вовсе от воли человека и в которых лишение самого необходимого есть следствие естественного порядка вещей?

Это есть испытание, часто весьма тяжелое для человека; но он знал, что подвергнется ему, и должен его выдержать; его заслуга заключается в покорности воле Божией, если разум его не находит никаких средств к выходу из этого положения. Он должен покориться безропотно, если даже смерть предстоит ему, помня, что час истинного освобождения настал и что отчаяние последней минуты может лишить его плода его покорности.

709. Совершают ли преступление те, кто, будучи доведены до крайности, решились умертвить ближнего, чтобы телом его утолить свой голод; и если здесь есть преступление, то уменьшается ли оно необходимостью удовлетворить чувству самосохранения?

Я ответил уже, что больше заслуги, когда переносят все испытания жизни с мужеством и самоотвержением. Приводимый же вами проступок должен быть вдвойне наказан, потому что в нем соединены смертоубийство и нарушение законов природы.

710. В мирах, где организации более совершенны, нуждаются ли существа в пище?

Да, но пища их сообразна с их природой. Эта пища была бы недостаточно питательна для ваших грубых желудков; точно так же их желудки не могли бы переварить вашей пищи.

Наслаждение земными благами

711. Все ли люди имеют право пользоваться благами земли?

Право это есть следствие необходимости жить. Бог не мог возложить на людей обязанность, не дав им средств для ее исполнения.

712. С какою целью Бог сделал привлекательными наслаждения материальными благами?

Чтобы побуждать человека к исполнению его служения и также, чтобы испытывать его искушениями.

Какая цель этих искушений?

Развивать его разум, который должен предостерегать его от излишества.

Если б одна только полезная цель побуждала человека пользоваться земными богатствами, то равнодушие его могло бы нарушить гармонию Вселенной: Бог сделал их привлекательными для того, чтобы побуждать человека содействовать исполнению Его намерений. Но вместе с тем Богу угодно было, чтобы эта привлекательность служила человеку и искушением, от которого должен предостерегать его разум.

713. Наслаждения имеют ли пределы, начертанные самой природой?

Да, природа указывает вам пределы необходимого; но своей невоздержанностью вы доходите до пресыщения и через то сами себя наказываете.

714. Что думать о человеке, который во всевозможных излишествах ищет утонченности наслаждений?

Он жалкое существо, о котором нужно жалеть, а не завидовать, потому что он очень близок к смерти.

Приближается ли он к смерти физической или моральной?

И к той, и к другой.

Человек, который ищет во всевозможных излишествах утонченности наслаждений, ставит себя ниже животных, потому что животные умеют остановиться, как только нужды их удовлетворены. Он отвергает тогда разум, данный ему от Бога в руководители; и чем больше его невоздержанность, тем больше дает он власти своей животной природе над природой духовной. Болезни, расслабление и даже смерть – эти необходимые последствия невоздержанности служат ему в то же время наказанием за нарушение закона Божия.

Необходимое и излишество

715. Каким образом человек может узнать пределы необходимого?

Человек умный сознает их внутренне; многие же узнают их по личному опыту.

716. Не нарушала ли природа пределов наших потребностей в самой нашей организации?

Да, но человек ненасытен. Природа действительно начертала пределы его потребностей в собственной его организации, но пороки исказили эту организацию и создали для него потребности, которые вовсе не составляют действительных потребностей.

717. Что думать о тех, кто с целью иметь излишнее собирают земные богатства в ущерб тем, кому недостает необходимого?

Они не исполняют закона Божия и будут отвечать за все лишения, которым подвергли ближнего.

Пределы необходимого и излишнего не могут быть безусловны. Образование создало нужды, которых дикари не имеют, и духи, сообщившие приведенное выше правило, не хотели сказать, что образованный человек должен жить, как дикарь. Все нужно понимать относительно, и разум должен быть в этом случае нашим судьей. Образование развивает в людях нравственную сторону и вместе с тем чувство милосердия, побуждающее их помогать друг другу. Те, кто живут за счет лишений ближнего, употребляют исключительно в свою пользу благодеяния просвещения; они сохраняют только наружный лоск образования, точно так же, как есть люди, которые носят только маску религиозности.

Добровольные лишения. Умерщвление плоти

718. Закон самосохранения обязывает ли заботиться о потребностях тела?

Да, без силы и здоровья труд невозможен.

719. Достоин ли порицания человек, заботящийся о своем благосостоянии?

Пользоваться благосостоянием – желание естественное; Бог запрещает излишнее потому только, что оно противно закону самосохранения. Он не считает преступлением заботы о благосостоянии, если только благосостояние это не приобретено за счет лишений ближнего и если оно не ослабляет ни физических, ни нравственных сил ваших.

720. Добровольные лишения, в видах искушения грехов своих, имеют ли заслугу в глазах Божиих?

Делайте добро другим, и заслуга ваша будет выше!

Есть ли добровольные лишения, которые могли бы считаться заслугой?

Да, лишения бесполезных удовольствий, потому что эти лишения отрешают человека от материальности и возвышают его душу. Заслуга человека состоит в том, чтобы противиться искушению, побуждающему его к излишеству или к бесполезным наслаждениям; чтобы уделять часть необходимого даже на помощь нуждающемуся. Но если лишение притворно, то оно есть преступление.

721. Отшельническая жизнь считалась благочестивым упражнением во все времена и у различных народов; имеет ли она заслугу в каком-нибудь отношении?

Спросите самих себя – кому она приносит пользу, и вы получите ответ. Если она нужна только самому отшельнику и не позволяет ему делать добра, то это эгоизм, какими бы доводами ее ни оправдывали. Терпеть лишения и трудиться для других – вот истинное умерщвление плоти, согласное с христианским милосердием.

722. Воздержание от некоторой пищи, предписываемое у различных народов, имеет ли разумное основание?

Все, чем человек может питаться, не вредя своему здоровью, позволительно, но законодатели могли запретить употребление некоторой пищи с полезной целью, и чтобы внушить больше доверия к своему законоположению, представили его как происходящим от Бога.

723. Противно ли закону природы употребление животной пищи?

По вашему физическому устройству плоть питает плоть, иначе человек ослабевает. Закон самосохранения предписывает человеку поддерживать свои силы и свое здоровье для исполнения закона о труде. Поэтому он должен питаться тем, чего требует его организация.

724. Воздержание от мясной или другой пищи, как искупление, имеет ли какую-нибудь заслугу?

Да, если подвергают себя такому лишению для других; но Бог не вменяет в заслугу умерщвления плоти, когда оно не составляет лишения серьезного и полезного; поэтому-то мы и говорим, что те, кто терпят лишения только кажущиеся – лицемеры (720).

725. Что думать об истязаниях, совершаемых над телом человека или животных?

К чему предлагать подобные вопросы? Спросите самих себя: полезно ли это? Все, что бесполезно, не может быть приятно Богу; а все, что полезно, всегда Ему приятно; знайте, что Бог внемлет только чувствам, возвышающим душу человека; исполняя, а не нарушая закон Его, можете вы отрешиться от материи.

726. Если страдания земные возвышают нас, сообразно с тем, как мы переносим их, то приносят ли такую же пользу страдания, создаваемые для себя добровольно?

Одни только естественные страдания возвышают человека, потому что они посылаются Богом; добровольные же страдания ни к чему не служат, если только не приносят пользы другим. Думаешь ли ты, что те, кто сокращают свои дни неестественной строгостью жизни, как, например, бонзы, факиры и некоторые фанатики различных сект, подвигаются чрез это вперед? Не лучше ли бы им трудиться для пользы своих ближних? Пусть они оденут бедного, утешат плачущего, накормят голодного, пусть трудятся за того, кто сам не в силах трудиться; пусть терпят лишения с целью помогать несчастным, и тогда жизнь их будет полезна и приятна Богу. Когда при добровольных страданиях имеют в виду только самого себя, то это – эгоизм; когда же страдают для других, – это милосердие: таково учение Христа.

727. Если не следует создавать себе добровольных страданий, не приносящих пользы другим, то нужно ли стараться предохранять себя от тех, которые предвидим или которые нам угрожают?

Инстинкт самосохранения дан всем существам для того, чтобы он предохранял их от опасностей и страданий. Бичуйте свой дух, а не тело; умерщвляйте свою гордость; подавляйте свой эгоизм, который, как змея, впился в ваше сердце; и вы сделаете гораздо больше для своего усовершенствования, чем всевозможными строгостями к себе, не отвечающими нашему времени.

Далее...

Обновлено (23.06.2019 17:35)

 

Найти на сайте