Главная Закон равенства


Спиритзм. Закон равенства

Закон равенства

Спиритзм. Закон равенства

Равенство естественное

803. Все люди равны перед Богом?

Да, все стремятся к одной цели, и Бог даровал свои законы для всех. Вы часто говорите: солнце светит для каждого, и говорите этим более великую и общую истину, чем думаете.

Все люди подчинены одним и тем же законам природы, все рождаются одинаково слабыми, все подвержены одним и тем же страданиям, и тело богача разрушается так же, как и тело последнего бедняка. Следовательно, Бог никому из людей не дал естественного превосходства ни относительно рождения, ни относительно смерти: все равны перед Ним.

Неравенство способностей

804. Почему Бог не дал одинаковых способностей всем людям?

Бог сотворил всех духов равными между собой, но каждый из них жил больше или меньше и, следовательно, больше или меньше сделал успехов в жизни; различие между ними заключается в степени их опытности и в их совершенно свободной воле: благодаря этому некоторые совершенствуются быстрее, а потому и способности всех не могут быть одинаковы. Разнообразие способностей необходимо для того, чтобы каждый мог содействовать целям Провидения в пределах развития своих физических и умственных сил: чего не сделает один – сделает другой; таким образом каждый приносит пользу. Затем, ввиду того, что все миры неразрывно связаны между собой, то и необходимо, чтобы обитатели высших миров, сотворенные в большинстве случаев раньше вас, воплотились между вами и служили вам примером (361).

805. Сохраняет ли дух, переходя от высшего мира в низший, во всей полноте приобретенные им способности?

Да, мы говорили уже, что усовершенствовавшийся дух не теряет приобретенного им; он может избрать во время блуждающего своего состояния оболочку более грубую, положение менее заметное, чем в предшествовавшее существование, но с тем только, чтобы все это служило ему назиданием и помогало его усовершенствованию (180).

Таким образом, различие способностей человека прирождено ему, оно зависит вполне от степени совершенства, достигнутого духом, в нем воплощенном; и таким образом Бог не создал неравенства способностей, а допустил только столкновение различных степеней развития для того, чтобы более развитые помогали менее развитым, и чтобы люди, нуждаясь один в другом, поняли закон милосердия, долженствующий соединять их.

Неравенство общественное

806. Обусловливается ли неравенство общественных положений человека законом природы?

Нет, оно создано людьми, а не Богом.

Исчезнет ли когда-нибудь это неравенство?

Одни только законы Божии вечны. Не видишь ли ты, что оно ежедневно мало-помалу изглаживается. Это неравенство исчезнет вместе с преобладанием гордости и эгоизма; останется только неравенство заслуг. Настанет время, когда члены великой семьи Божьих детей не будут считать свою кровь более или менее чистой; один только дух человека может быть более или менее чист, а это вовсе не зависит от его общественного положения.

807. Что думать о тех, кто употребляют во зло свое общественное положение, притесняя для своей пользы слабого?

Они достойны проклятия; горе им! Они будут в свою очередь угнетены н воплотятся в положение, в котором претерпят все, что другие терпели от них (684).

Неравенство богатств

808. Неравенство богатств не происходит ли от неравенства способностей, которые дают больше средств к приобретению, чем другим?

И да, и нет. А хитрость, а воровство, что скажешь ты о них?

Однако ж наследственное богатство не есть плод дурных страстей?

Почему ты знаешь это? Обрати внимание на источник, из которого оно произошло, и ты увидишь.

Это и судит Бог, и могу тебя уверить, что суд Его строже суда человеческого.

809. Если богатство вначале было дурно приобретено, то ответственны ли за это те, кто позже наследуют его?

Конечно, они не могут быть ответственными за зло, совершенное другими, тем более, что могли о нем и не знать; но помни, что часто богатство достается человеку только ради того, чтобы он исправил какую-нибудь несправедливость. И счастлив он, если поймет это! Если он это сделает во имя совершившего несправедливость, это искупление зачтется обоим, особенно, если оно вызвано истинным виновником.

810. Не нарушая законности, можно располагать своим имуществом более или менее честным образом. Не будем ли мы после смерти ответственны за сделанные при жизни распоряжения?

Всякий поступок приносит свои плоды; плоды добрых дел сладки, а злых – всегда горьки; всегда – заметь это хорошенько.

811. Возможно ли полное равенство богатств и существовало ли оно когда-нибудь?

Нет, оно невозможно. Различие способностей и характеров этому препятствует.

Есть, однако же, люди, думающие, что это было бы средством исправления общественных зол. Что вы об этом думаете?

Это теоретики или человеколюбивые завистники; они не понимают, что равенство, о котором они мечтают, скоро было бы нарушено силой вещей. Надо бороться против эгоизма, этой социальной язвы, а не предаваться пустым мечтаниям.

812. Если равенство богатств невозможно, то может быть достижимо равенство благосостояния?

Нет, но благосостояние относительно, и всякий мог бы пользоваться им, если бы люди понимали друг друга, ибо истинное благосостояние состоит в возможности употреблять свое время по своему вкусу, а не за работой, к которой не чувствуешь никакого интереса. А так как способности у людей разные, то всякая полезная работа была бы исполнена. Равновесие существует во всем, и только человек хочет его нарушить.

Но возможно ли достигнуть того, чтобы люди понимали друг друга?

Люди достигнут этого, когда будут исполнять законы справедливости.

813. Есть люди, впадающие в разорение и в нищету по собственной вине; ответственно ли за это общество?

Конечно! Мы это уже говорили. Оно часто и является первой причиной их ошибок. И притом, разве общество не должно наблюдать за нравственным воспитанием своих членов? Дурное воспитание часто извращает их суждения вместо того, чтобы уничтожить их дурные наклонности (685).

Испытания от богатства и нищеты

814. Почему Бог дал одним богатство и могущество, а другим – нищету?

Чтобы испытать их всех различным способом. Вам известно также, что эти испытания сами духи выбирают себе и часто их не выдерживают.

815. Какое же из двух испытаний наиболее тяжелое для человека; испытание нищеты или богатства?

И то, и другое одинаково. Нищета приводит к ропоту на Провидение, а богатство доводит до всех излишеств.

816. Если у богача больше искушений, нет ли у него и больше средств делать добро?

Вот это-то он не всегда и делает. Он делается эгоистом, гордецом и ненасытным; потребности его растут с его богатством, и ему кажется все мало для него одного.

Возвышение в мире сем и власть над собой подобными столь же великие и скользкие испытания, как и несчастье. Ибо чем мы богаче и могущественнее, тем больше у нас и обязанностей и тем больше средства делать добро и зло. Бог испытывает бедного самоотвержением и безропотностью, а богатого тем употреблением, которое он делает из своих богатств и своей власти. Богатство и могущество производят все страсти, привязывающие нас к материи и удаляющие от духовного совершенства; вот почему Иисус сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство небесное» (266).

Равноправие мужчины и женщины

817. Равны ли перед Богом мужчина и женщина и имеют ли они одинаковые права?

Не дал ли Бог обоим понимание добра и зла и способность к совершенствованию?

818. Отчего же происходит нравственная приниженность женщины в некоторых странах?

Это от жестокого и несправедливого преобладания над нею мужчины, являющегося результатом общественных условий и злоупотребления силы над слабостью. Люди, малоразвитые в нравственном отношении, считают силу правом.

819. С какой целью женщине дана физическая слабость?

Для выполнения ею специальных обязанностей. Мужчина создан для грубых трудов как более сильный, а женщина – для более легких работ; и тот, и другой созданы для взаимной помощи в прохождении испытаний жизни, полной горечи.

820. Не ставит ли физическая слабость женщину в естественную зависимость от мужчины?

Бог дал силу для покровительства слабым, а не для порабощения их.

Бог сообразовал организацию каждого существа с обязанностями, которые оно должно исполнять. Если он дал женщине меньше физической силы, то одарил ее большей чувствительностью в соответствии с нежностью материнских обязанностей и слабостью существ, вверенных ее заботам.

821. Обязанности, к которым предназначена природой женщина, настолько ли важны, как те, которым посвящает себя мужчина?

Да, и еще более важны; она дает ему первые понятия о жизни.

822. Люди, будучи равны перед законом Божиим, могут ли быть так же равны и перед законом людским?

Первое правило справедливости: не делайте другим того, чего вы не желали бы, чтобы делали вам.

Поэтому законодательство, чтобы быть совершенно справедливым, должно установить равенство прав между мужчиной и женщиной?

Прав – да; обязанностей – нет. У всякого должно быть свое место; пусть мужчина занимается вне дома, а женщина внутри, каждый по своим способностям. Закон человеческий, чтобы быть справедливым, должен установить равенство прав между мужчиной и женщиной; всякое преимущество, данное тому или другому, противно справедливости. Эмансипация женщины следует за прогрессом цивилизации; ее порабощение свойственно варварству. Впрочем, половые различия существуют только в физической организации. А так как духи могут принимать тот или другой пол, то между ними нет разницы в этом отношении и, следовательно, они могут пользоваться одинаковыми правами.

Равенство перед могилой

823. Отчего происходит желание увековечить память о себе надгробным памятником?

Последнее проявление гордыни.

Но не зависит ли роскошь надгробных памятников чаще от родственников, желающих почтить память усопшего, чем от него самого?

Тогда это гордость родственников, желающих прославить себя. Да, не всегда производят такие демонстрации для умершего: это делается из самолюбия и для света, для выставки своего богатства. Неужели ты думаешь, что память дорогого человека менее жива в сердце бедняка, если он может на его могилу положить только цветок? Или тебе кажется, что мрамор спасет от забвения того, кто был бесполезен на земле?

824. Итак, вы абсолютно осуждаете роскошь похорон?

Нет, если она чествует память человека добродетельного, тогда она справедлива и служит добрым примером.

Могила есть сборное место всех людей; тут безжалостно оканчиваются все человеческие различия. Напрасно богач хочет сохранить свою память роскошными монументами: время разрушит их, как и его тело. Таков закон природы. Но память о его добрых и злых делах менее тленна, чем его могила. Роскошь же похорон не омоет его от его прегрешений и не возвысит его ни на одну ступень в духовной иерархии (320 и сл.).

Далее...

Обновлено (17.07.2019 10:58)

 

Найти на сайте