Главная Завеса между мирами


Сновидение. Завеса между мирами

Завеса между мирами: переход от бодрствования ко сну

Сновидение. Завеса между мирами

Путешествие метафоры

Наш мир полон метафор. Метафора переносит нас в сердцевину значения, описывая нечто отличное от того, что мы сейчас рассматриваем. Вот, кстати, «сердцевина сути» — великолепный пример метафоры! Общаться без метафор невозможно, они являются частью повседневной реальности.

«Переносить». Но что переносить? И куда? Переносит ли нас метафора из одного места в другое, из начала — в конец?

Само определение метафоры — уже метафора. Но понятие «перенесенный» весьма уместно для описания мира сновидений и явной реальности. Каждый вечер перед отходом ко сну мы переносимся или переходим из реального мира в мир сновидений, и наоборот — пробуждаясь, переходим из обители мира снов в реальную жизнь.

Описание этого ежевечернего путешествия изобилует метафорами. Мы не просто спим. Мы засыпаем1. Глагол fall (впасть) отражает ключевой момент сновидческого состояния. Нечто подобное происходит и в счастливом состоянии влюбленности. Мы засыпаем и влюбляемся2 — в обоих вариантах имеется в виду, что все происходит за пределами контроля разума. Мы не склоняемся к любви, не участвуем в ней... мы именно влюбляемся, без оглядки. И точно так мы засыпаем, как Алиса проваливается в кроличью нору, попадая в мир, где исчезают логика и рациональность повседневной жизни.

Утром мы просыпаемся, встаем3. Мы пробуждаемся не где-то «между» или в «промежутке» — мы именно встаем, поднимаемся. Здесь снова метафора. В языке понятий сна и бодрствования, несомненно, сон — «нижнее» состояние, а бодрствование — «верхнее». Во сне мы погружаемся в глубины нашего существа и потустороннего мира, а при свете дня возвращаемся из них. Это вертикальное путешествие — засыпание и пробуждение.

Греки верили в существование реки Леты, реки Забвения. Когда человек в момент смерти расстается с телом, его душа дожидается воплощения в новое существо. Но прежде чем она сможет вернуться на земной план в новом теле, ей придется испить воды из реки Забвения. Таким образом, душа забывает о своем предыдущем воплощении. Возможно, именно эта теория привела к появлению и других метафор о сне, а именно: состояние сна рассматривается как аналог смерти; многие из нас, просыпаясь утром, каждый раз пьют из собственной реки Леты.

Что же такого в метафоре или сновидении, что заставляет нас волноваться? Ответ кроется в самом слове «волнение». Нас может взволновать все что угодно. Мы можем быть взбудоражены, тронуты, спровоцированы. Мы откликаемся. Любое явление этого мира может вызвать чувство, которое ложится в основу метафоры или сновидения. Кошмар не будет считаться таковым, если он не вызывает чувства страха. Во сне вы можете испытывать восторг, когда за вами кто-то гонится, или же, наоборот, выиграв миллион долларов, чувствовать себя опустошенным. Чувство во сне важно не менее содержания.

Понятно, что нам легче и привычнее обращать внимание на содержание. Каждый день, работая, общаясь, мы отмечаем начало событий, вникаем в суть происходящего. А вот эмоции зачастую — прерогатива ночи.

В бодрствующем состоянии все кажется четким. Наяву все объекты имеют границы. При свете дня мы обладаем видением, которое связываем со зрением.

Сновидческое же зрение совсем иное. Во сне мы видим с закрытыми глазами. Это означает, что нам приходится использовать другие способы проявления зрения, первый из которых — чувствование, а второй — воображение. Воображение связано с образами, причем не только с визуальными. Американский словарь American Heritage Dictionary определяет воображение как «Образование ментального образа какого-либо объекта или явления, которое не постигается в реальности и не явлено органам чувств».

Фраза «...не явлено органам чувств»4 свидетельствует о многозначительном допущении, касающемся зрительного ощущения, и говорит о западном понимании сущности сновидений. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», не так ли? Каким-то образом мы, представители западной культуры, придали зрению первоочередной статус: «Разве не видишь?», «Ясно, о чем я?» В английском языке, например, слова «зрение» и «восприятие» — синонимы. Поскольку «видеть» — значит «воспринимать». Однако восприятие гораздо шире и не ограничивается возможностями органов зрения. В конце концов, в мире живут миллионы слепых людей, которые достаточно хорошо «видят», и миллионы зрячих, которые ведут себя как слепые.

Воображение же не связано целиком и полностью со зрением. Когда мы закрываем глаза, мы больше не пользуемся зрением. В действительности граница между восприятием и воображением очень зыбкая.

Прекрасный способ осознать собственные привычки — просто увидеть их. Почти все мы пользуемся зрением как истиной в последней инстанции. Ниже приводится простой метод, с помощью которого легко понять, как часто мы полагаемся на зрение.


1. Замечайте, как часто вы используете глагол «видеть» в его фактическом значении и в переносном. Возможно, вы даже захотите в течение дня-двух записать ваши наблюдения. Результат удивит — скорее всего, вы отдаете преимущество переносному значению.


2. Поменяйте свой словарь. Каждый раз, когда вам захочется построить фразу в определениях органов зрения, измените ее характер. К примеру, вместо того чтобы сказать «я вижу, понял», говорите «я слышу», или «чувствую», или «я тронут», или «чую, это по мне». Следите за тем, как начнут меняться ваши ощущения, а вслед за ними и восприятие.


3. Обращайте внимание на другие чувства. Дайте себе достаточно времени и закройте глаза. Отключите зрительный канал восприятия и попробуйте «поймать» то, что «говорят» другие ваши чувства. Что вы слышите? Что чувствуете? Какие запахи ощущаете?

Воображение себя в неведомом

Отдавая предпочтение зрению как основному источнику восприятия, мы считаем воображение пустяком, тогда как оно является благим наследием человечества, а сны — его царством.

Как часто мы говорим детям, да и сами много раз слышали подобное в детстве: «Это просто твое воображение». Настало время принять свое воображение, ведь в нем незримо присутствует все! Людьми нас делают две вещи.

Первое: мы можем учиться на собственном опыте, получая знания в школе и на работе. Это важный навык. Без него каждому очередному поколению пришлось бы заново «изобретать велосипед». И второе, что делает нас людьми, — это воображение: изначально мы изобрели велосипед прежде всего в своем воображении. Воображение — сосредоточение неведомого, оно простирается за границы привычного зрения и предвосхищает любое новое знание. Без изобретения велосипеда не было бы информации о нем, которую можно было бы передавать дальше. Именно воображение превратило нас из четырехногих созданий с головой, склоненной долу, в существ, крепко стоящих на земле двумя ногами, со взглядом, обращенным к звездам.

Воображение вместе с интуитивным чувством позволило увидеть мир иными глазами. В огне, которого веками боялись и воспринимали как врага наши предки, кто-то увидел союзника. В деревьях, окружавших человечество тысячелетия, кто-то увидел велосипед. И эти два человека навсегда изменили мир.

С готовностью видят в деревьях велосипед дети, так как охотно пользуются внутренним зрением — воображением. Точно так же и мы, взрослые, можем смотреть на мир с помощью воображения. Попробуйте — это весело, и проще всего начать со своих сновидений.

Мы, люди западного мира, очень заботимся о границах — о черном и белом, о разграничении противоположностей. Жизнь или смерть, радость или горе, реальность или иллюзия, сон или явь. Все подобные противоположности — результат нашего мышления. Для большей части человечества такие границы иллюзорны. В том числе люди выяснили, насколько изменяема, тонка и эфемерна граница между состоянием бодрствования и сновидением. За пределами этих границ происходят встречи с теми, кто покинул физический план; в реальности сновидений ищут вдохновения для исцеления. Пересечь эти границы — значит перенестись сквозь Пространство и Время.

Но вернемся к метафоре: именно она позволяет перемещаться между состояниями сновидения и бодрствования. Ее задача — «переносить» нас из одной формы мышления в другую, от сухой рациональности — в реальность мира сновидений.

ИСТОРИЯ-СОН

Метафора воплощается в жизнь

Ее брак медленно разваливался. Или, как бы она сказала сама, разрушилось основание ее супружества. Этот процесс был долгим: внезапного ничего не произошло, просто с годами постепенно ухудшились ее отношения с мужем.

Первым импульсом этой женщины была потребность обратиться за помощью к психотерапевту. Ведь именно консультирование считается последние годы верным методом, позволяющим наладить жизнь, не правда ли? Действительно, чем не способ — по-настоящему американский — встретиться с проблемой лицом к лицу или, другими словами, взять быка за рога? Женщина же, напротив, решила попробовать иной подход. За несколько лет до разрыва она и ее муж ремонтировали дом. Здание было уже достаточно старым, когда они приобрели его, но ветхость только придавала ему особый лоск. Однако к тому моменту фундамент дома сильно разрушился, точно так же как и то, на чем держался их брак. В общем, эта женщина решила заняться домом.

Работа спорилась. И кроме всего прочего, она сделала для этого дома больше, чем кто-либо другой. Женщина с рвением и упорством приступила к починке фундамента: укрепила осевшие участки, починила ступеньки, замазала дыры цементом. Благодаря ее усилиям старое здание стало постепенно возрождаться к новой жизни. Понемногу муж начал участвовать в работе: сначала по часу в день, потом начал посвящать ремонту вечера и выходные дни. Супруги вернулись к беседам о книгах и друзьях, снова начали делиться своими мыслями и обсуждать дальнейшие планы на жизнь.

Постепенно, с каждым новым кирпичиком, с каждым отремонтированным углом, их брак стал оживать, возрождаться и становиться еще прочнее. Она начала с ремонта своего жилища, продолжила восстановлением отношений с мужем, а закончила серьезной переменой в своей жизни.


Свои сновидения мы переживаем в метафорах. В бодрствующем состоянии мы считаем, что живем в истинной реальности. История о женщине, которая чинила свой дом, могла бы стать великолепным сном. Во сне она могла бы копать, рыть, стучать молотком, а проснувшись, осознать, что ее дом — метафора ее собственного брака. Но данная история сновидением не была, она произошла в реальности.


Мы можем работать над каким-либо вопросом наяву и благодаря силе метафоры ощутить, как это отразится на другой части нашей жизни. Мы меняем что-то одно, а это затрагивает и другое. Для подобного явления, когда люди сознательно работают над чем-то, чтобы изменить другое, антропологи придумали термин симпатическая магия. Самые разные народы используют этот метод уже тысячи лет. Давайте попробуем и мы.


1. Подумайте о чем-то в жизни, что хотели бы изменить. Не ставьте себе сложную задачу. Речь не идет о том, чтобы изменить ваши финансовые обстоятельства удачным выигрышем в лотерею. Выберите какое-нибудь небольшое, но существенное обстоятельство вашей жизни, с которым вы имеете дело каждый день. Отмечу: важно, чтобы в обстоятельстве, которое вы выбрали, вы бы играли главную роль. К примеру, женщина в случае со своим домом и браком знала, что от нее многое зависит.


2. Найдите работающую для вас метафору и используйте ее. Вот простой пример: скажем, вы чувствуете себя изнуренным и расстроенным. Возможно, вы переживаете трудные времена на работе, дома или в отношениях. Обыденный подход потребовал бы непосредственного обращения к каждой из этих областей. А метафорический подход, то есть подход, в котором используется симпатическая магия, потребует, чтобы вы изменили нечто, что будет представлять одну из вышеназванных областей жизни. И примеру, может быть, вы захотите почистить ваш автомобиль. Или переделать кухню. Согласно метафорическому подходу, проведя уборку или совершив перестановку в местах, в которых вы часто бываете, вы заметите, как это самым удивительным образом отразится на вашем окружении и отношениях.


3. Следите за изменениями. Рим не сразу строился. Следите за тем, что будет происходить с течением времени. Отмечайте свои ощущения. Наблюдайте за тем, что происходит с источником перемен. А после того как вы испытаете одну метафору, можно будет попробовать и другую. Пределов здесь нет.


4. Ведите записи. Очень важно записывать, что вы делаете. Ведение дневника обогащает как сознание бодрствования, так и сознание сновидения.


5. Как обычно, записывайте сны. Возможно, они прольют свет на метафоры в вашей жизни.

Размывание границ

Именно через метафору сновидения расцветает наше воображение. В сознании сновидения мы отправляемся в неведомое — в глубины творчества. Некоторые антропологи утверждают, что сны — основа духовной жизни, в том числе и понимания самой души. В действительности истоки религиозности многих культур, как видно за последние тысячелетия, кроются в мире сновидений.

Граница между миром снов и явной реальностью, которую мы пересекаем, настолько же условна, как и граница между двумя нациями. Границы между Пакистаном и Индией или, скажем, США и Канадой нельзя назвать естественными или вечными. Люди установили их так, как разделили народы на отдельные нации. Аналогичным образом нет ничего закрепленного, неизменяемого или естественного в границе между сознанием бодрствования и сознанием во время сновидений. Эта граница может меняться, укрепляясь или, наоборот, ослабевая. Можно разрешить свободное перемещение между странами, как это происходит на границе США и Канады, или же обнести свою территорию стеной, что можно наблюдать на границе между Пакистаном и Индией.

Веками людям приходилось придавать смысл двум царствам своего сознания. Тому есть простое объяснение у народности кпелле. Племя кпелле занимает часть Либерии и Гвинеи; поколениями этот народ возделывает землю, выращивая рис, маниоку и овощи. Их простая жизнь полностью занята сельскохозяйственными работами. Но не все так просто в представлении кпелле о снах. Люди этого племени считают, что у каждого человека есть два разума, или духа: один — для сновидений и один — для обычной жизни. При этом сны воспринимаются настолько же реально, насколько и бодрствование.

Кпелле уникальны в том, что полагают у человека наличие двух разумов, но в представлении о снах, как о действительной реальности, они не одиноки. Для очень многих людей на планете граница между двумя этими состояниями не определяется столь четко.

Представители группы индейских народов хибаро, проживающие в восточной части Эквадора и Перу, — сильные воины и искусные целители. За многие поколения ими накоплен внушительный багаж наблюдений за сознанием человека. Хибаро верят в то, что опыт, полученный сновидцем, настолько же реален и ценен, как и переживания, испытанные наяву. Более того, они утверждают, что мир сновидений и есть истинная реальность. Для них повседневная суета сознательной жизни — лишь иллюзия, полная разочарований и лжи. Только в сновидческом состоянии возможно постижение истинной природы вещей. Ведь во сне даже наши враги говорят правду.

С этим соглашаются и другие народы. На самом севере нашей планеты, недалеко от полярного круга, проживают саамы. Этот народ, который полгода живет в условиях суровой полярной ночи, верит, что опыт сновидений столь же реален, сколь и часы бодрствования.

Подобным же образом народ азанде из Конго и Судана (эти государства тоже разделены искусственно, как и большинство стран туземных народов) считает, что сновидения — не фантазии, а, наоборот, реальные события, которые переживает душа.

Это утверждение переносит нас в Северную Америку. Индейцы племени черноногих издавна верят в то, что мир сновидений отражается на реальности, в этом они оказались солидарны с австралийскими аборигенами. Черноногие воспринимают сны как источник этой, материальной, жизни. Они считают, что если нечто приходит вам в голову, значит, когда-то вам это приснилось.

Чтобы не ограничивать себя иллюстрациями понятий о снах лишь представлениями туземных народов, обратимся к Библии, где тоже находим указания на мир сновидений. В Библии граница между двумя этими царствами сознания представляется опять-таки весьма зыбкой. Читаем в Книге Иова: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление» 111.

Отдельные представители западного мира уже давно открыли для себя мудрость «примитивных» культур. В XIX веке немецкий антрополог Карл фон Штейнен, изучавший народность шингу в Бразилии, отметил, что эти люди считают сны реальностью. Фон Штейнен сделал важное наблюдение.


Не надо быть столь критичными к вере индейцев, основанной исключительно на непосредственном чувственном опыте. Если мы вспомним, даже высоко умозрительная наука философия не смогла с точностью определить: жизнь — это сон или, наоборот, сон — настоящая жизнь. Переживаем ли мы истинную реальность во время сна или после пробуждения? Мы не должны забывать, что, когда мы просыпаемся, реальность порой подбрасывает нам полное тому подтверждение.

В культурной традиции Запада народное мнение о реальности снов подхватил сюрреализм, последователи которого продолжили стирать границу между сознанием сновидения и сознанием бодрствования. Возможно, никто из идеологов других современных течений не утверждал этого так явно, как сюрреалисты. Показательно, что одним из ведущих голосов этого движения стал поэт Луи Арагон, который переплетал в своей поэзии состояния сна и бодрствования.

В 1924 году Арагон писал:

...Реальность — такая же относительность, как и все остальное; суть вещей, несомненно, связана с их реальностью, но помимо реальности есть и другие связи, которые способен ухватить разум и которые так же первичны, — это удача, иллюзия, фантазия, сон. Все эти разные группы гармонично соединены в едином порядке — сюрреальности.

ИСТОРИЯ-СОН

Спор Богатства и Сновидения

Поспорили как-то раз Сновидение и Богатство.

Я сильнее, — говорит Богатство. — Я могу стать для человека всем. Все меня желают. Все во мне нуждаются. Я — самая мощная сила в мире.

А я, — говорит Сновидение, — могу переходить из материального мира в мир духов. Я могу исчезать и появляться в любом уголке Земли.

Хорошо, — говорит Богатство, — давай поспорим, кто сильнее.

Сновидение и Богатство решили, что спрячутся по очереди.

А тот, кто сумеет найти другого и спрятаться так хорошо, что его не найдет противник, выиграет спор.

Богатство пряталось первым: приняло облик горшка с золотом и закопалось в муравейник. Сновидение же отправилось к простому мальчику, сыну бедняка, который как раз спал.

Выходи, выходи, — попросило Сновидение душу спящего мальчика. Когда душа мальчика проснулась, Сновидение отправило ее к муравейнику. Душа возвратилась назад, и, проснувшись, мальчик сразу же побежал к муравейнику, в котором нашел Богатство в виде горшка с золотом.

Затем наступил черед прятаться Сновидению. Сновидение спряталось внутри ветра и носилось вместе с ним по свету. И Богатству никак не удавалось его найти. Когда они все же встретились, Богатству пришлось признать, что Сновидение сильнее.


Сказка индийской народности мурия.

 

Чтобы запомнить сны, используем память. Иногда, мы просыпаемся, в сознании остается лишь обрывок сна. Но, безусловно, есть способы, которые могут помочь сохранить воспоминание о сне. Чаще всего остается только фрагмент опыта или переживания. Все воспоминания состоят из фрагментов, кусочков, и сновидения не исключение. Впрочем, чем же еще они могут быть, если изначально лишь приближаются к реальному опыту?

Приняв тот факт, что воспоминания о снах носят фрагментарный характер, мы получаем больше свободы в обращении с ними. Мы можем построить из них все, что захотим. Как? Попробуйте импровизировать! Проснувшись, когда сон уже уйдет, можно сделать из него все, что нужно. Не забывайте, ведь это ваше сновидение.


1. Когда проснетесь, запишите как можно более подробно сон.

Помните: сам факт, что вы записываете сновидение, приближает одно ваше сознание к другому.


2. Перечитайте записи, а затем перескажите сон. Возможно, покажется целесообразным использовать для этой цели диктофон. Или можете записать пересказ. А может быть, захотите рассказать сон другу. Что бы вы ни выбрали, непременно расширьте и приукрасьте содержание сновидения. Новое творение не будет фактичным или точным. То, что вы сделаете, будет приближаться к воображению. Разрешите себе создать в сновидении новые ситуации, обстоятельства, события, которые не смогли бы вспомнить по пробуждении.


3. Начинайте с малого. Сначала все. что вы будете делать, — это «достраивать» воспоминание о сновидении. Обращайтесь с новым воспоминанием так, как если бы оно было оригинальным. Затем начните расширять содержание сна. Чувствуйте себя как можно более свободно — ведь это ваше сновидение. Это упражнение поможет приблизить сознание бодрствования к сознанию сновидения.

Границы, для пересечения которых не нужны паспорта

Граница между сном и явью очень тонкая. Оба этих мира существуют; на границе между ними мы оказываемся чрезвычайно уязвимыми, открытыми и незащищенными, так как бодрствующий, трезвый рассудок утрачивает свою власть.

Во многих культурах с величайшим уважением относятся к моменту пробуждения и потому особенно осторожно будят спящих. Переход границы между сном и явью — серьезное дело. В Японии айны верят, что человек может даже умереть, если его разбудить слишком резко. Южноамериканские индейцы-бороро будят своих соплеменников очень и очень медленно, если вообще осмеливаются. А люди маори вообще считают неприличным будить кого-либо. Если же все-таки приходится это делать, то следует как можно более мягко и спокойно, постепенно повышая тон голоса, вывести человека из сна. Жители Андаманских островов будят спящих только в случае крайней необходимости, например при угрозе жизни.

И следует подходить к этой границе с максимально возможным уважением. Она чрезвычайно тонкая и непрочная, но какой с нее открывается вид!

 

Следует весьма осторожно заниматься исследованием любых аспектов сна. Но если мы будем относиться к этому слишком серьезно, то можем чрезмерно усилить преобладание сознания бодрствования. Говоря о границе между сном и явью как о границе между странами, я снова использовал метафору. Мир и гармония между государствами могут быть лишь в том случае, если обе стороны признают друг друга и уважают. Если мы будем стремиться к границе сновидений с намерением завоевать ее, то толку не выйдет. Наше состояние сознания во время сна очень восприимчивое и нежное. Мы должны дать ему возможность сосуществовать наравне с сознанием бодрствования — подойти к нему «на цыпочках». Иначе мы его просто спугнем.


И границе между сновидческим и бодрствующим сознанием мы подходим всякий раз, когда ложимся спать. Просто не обращаем на это внимания. Так что первое, что нужно сделать, — начать замечать момент перехода ко сну.


1. В следующий раз, когда будете ложиться спать, настройтесь на то, чтобы попытаться уловить момент перехода ко сну. Намерение, намерение и еще раз намерение! Это самый важный элемент в работе со сновидениями, он подразумевает под собой обещание самому себе сделать что-то. Здесь как раз нашим союзником должен стать здравый рассудок. В данном упражнении намерение заключается в том, чтобы заметить, как вы засыпаете.


2. Сосредоточьтесь на внешнем стимуле. Если играет тихая, спокойная музыка, сконцентрируйтесь на ней. Может, это будет какой-либо другой внешний звук, например шелест листьев за окном или приглушенное жужжание холодильника. Возможно, захочется сосредоточиться на дуновении ветерка в комнате. Что бы вы ни выбрали, держите это в фокусе на заднем плане сознания.


3. Станьте свидетелем того, как засыпаете. «Быть свидетелем» не означает ничего, кроме наблюдения. При этом нужно сказать, что мы будем наблюдать (здесь снова речь о намерении). Мы должны взять на себя обязательство проследить за тем, что случается с нами, когда мы отходим ко сну. Продолжайте концентрироваться на чем-либо — музыке или мысленном образе. Тибетцы, к примеру, фокусируются на круге света на внутренней стороне век.

Будьте бдительны и внимательны. И помните, что это не тест. Не беспокойтесь о том, какими будут результаты этого упражнения. Вряд ли получится сразу отследить момент засыпания. Но вы можете попробовать выполнять это упражнение снова. Не забывайте, что старые привычки поменять непросто.


4. Проверяйте сны. Следите за тем, какие изменения могут появиться в сновидениях, как только начнете отмечать момент засыпания. Будьте непредвзяты. Очень часто происходит именно то, чего мы меньше всего ожидаем. В этом вся суть и прелесть сознания сновидения.

Магия нейтральной полосы

Проницаемая граница между бодрствованием и сном — сфера деятельности шаманов, медиумов и провидцев. Именно на границе эти люди впадают в состояние транса, нужное для обрядов исцеления или предсказания. В этом месте медиум максимально пробужден и находится в измененном, сновидческом состоянии сознания.

Для большинства же людей видения на границе между сном и явью скрыты. С людьми, которые «видят» таким образом, то есть впали в транс, происходят странные и удивительные вещи. Они становятся способны взаимодействовать сразу с двумя мирами: обыденной реальностью и сновидческой, миром живых и миром мертвых.

На полуострове Камчатка живут два рода предсказателей: те, которые «видят» в бодрствующем состоянии, и те, кто предсказывает во сне. Люди, способные провидеть во сне, сумели подключиться к своему сновидческому сознанию. Именно они находятся на границе. А вот индейцы-манданы верили, что видения, полученные в бодрствующем состоянии, более надежные, нежели те, что получил сновидец на границе между мирами.

Что делает медиум, провидец, шаман? К примеру, шаманы народности караха в Бразилии обладают способностью произвольно входить в сновидение, то есть подходить к границе исключительно силой своего намерения.

Большое значение видениям и снам придают коренные народы Северной и Южной Америки. Индейцы племени черноногих — кроу, мохаве — все доверяют видениям, полученным провидцами. Кроу, например, примут бой, если он будет «одобрен» видением. Свои видения индейцы племени кроу вызывают намеренно. Случайные видения, которые приходят неожиданно, они считают удачей.

Отличительная черта шамана — внимательное отношение к процессу сна. Шаман-целитель народности тараумара, проживающей на севере Мексики, ищет в своих сновидениях нужные указания для излечения болезни. Существенная часть его шаманской силы кроется в способности «бдительно» спать, то есть гармонично пребывать на границе между сном и бодрствованием.

Охотники народа селкнам в Патагонии тоже всецело доверяют в вопросах целительства снам шамана племени. Чтобы сделать предсказание, шаман исполняет особую песню, которая отправляет его дух на границу мира сновидений. Чтобы впасть в это состояние, ему не нужно дожидаться ночи и засыпать как обычно, он может произвольно входить в него в любой момент, когда пожелает.

Памятуя о том, что намерение и воображение — ключевые элементы пробуждения во сне, легко понять, почему шаманы народа яган, проживающего на мысе Горн, развивают свое воображение и способность к самовнушению. Это позволяет им быстро входить в сновидческое состояние и оказываться на границе между сном и явью.

В свободном переходе между состояниями сна и бодрствования, который так важен для народов селкнам и яган, нет ничего нового. Во многих культурах есть практика пересечения этой условной границы между двумя состояниями сознания. Нам, представителям индустриального Запада, это может показаться удивительным и в чем-то даже бессмысленным. Но предлагаю подумать, как много всего в повседневной жизни приобретает качество сновидения, кажется странным, причудливым или сверхъестественным. Встречаясь с подобными вещами, мы оказываемся выброшенными из привычной жизненной рутины, которой часто наполнено наше существование. А правда заключается в том, что чем чаще мы позволяем себе замечать странные явления, тем чаще они случаются.

При этом сверхъестественное — не обязательно летающие тарелки, призраки, просачивающиеся сквозь стены, или пауки размером со слона. Сверхъестественное — то, что выходит за пределы обыденного и привычного.

Именно к этой категории относятся сновидения, их никак нельзя назвать обыкновенными явлениями. Замечая подобное в состоянии бодрствования, мы стираем границу между миром снов и реальностью.

 

Хеллоуин наравне с Рождеством стал одним из самых отмечаемых праздников в Северной Америке. А в действительности этот праздник так же стар, как сама Европа.


Древние друиды, проживавшие на территории современной Великобритании, придавали большое значение смене одного времени года другим. Особенно важным считался момент перехода от осени к зиме, который друиды отмечали праздником Самэйн. Новый год кельты праздновали 31 октября, в день «последнего вздоха» лета и осени.


Но что важнее — именно в этот день завеса между миром живых и миром мертвых становилась особенно тонкой. Кельты верили, что в это время перестают действовать все законы Пространства и Времени, благодаря чему умершие могут общаться с живыми.


Позднее завоевавшие Британию римляне включили этот праздник в торжества по поводу чествования Помоны — римской богини плодов и деревьев. А еще позднее католическая церковь внесла его в свой календарь под названием Дня Всех Святых. Теперь в этот день дети одеваются призраками, ведьмами, вампирами и ходят по домам, собирая угощения и озорничая. Их костюмы указывают на истоки праздника, когда стиралась граница между мирами живых и мертвых.


Это отличное время для того, чтобы исследовать тонкую завесу, разделяющую мир сновидений и реальность.


1. Уделите внимание празднику Хеллоуин. Конечно, этот день бывает только раз в году и потому такой особенный. Когда он наступит в следующий раз, пообещайте себе, что проведете его иначе, а не просто жуя конфеты.


2. Прежде чем отправиться спать, зажгите перед кроватью свечу. Делая так, вы не говорите, что боитесь привидений. Свеча — древний источник света в темноте ночи. Почти в каждой культуре имелся культ поклонения огню и свету. В качестве примера достаточно вспомнить о свечах, горящих на христианском алтаре и в иудейской меноре5.

3. Посидите немного в тишине и подумайте о близких, которые уже ушли из жизни. Кого из родных или друзей вы потеряли? Вспомните о том, какими они были.

4. Скажите, что пересечете сегодня границу между миром живых и мертвых так же, как вы переходите грань между сном и явью. Приняв на себя это обязательство, вы тем самым признаете, что существует завеса между миром живых и мертвых. Если вы вдруг испугаетесь, то вспомните, что здесь вы — хозяин положения и в любой момент можете все остановить. (Только предварительно убедитесь в том, что задули свечу!)


5. Обратите внимание на сны в эту ночь. Как обычно, будьте открыты тому, что может произойти в ваших сновидениях.

ИСТОРИЯ-СОН

Панихида, Суккот6 и Уран в какой-либо планете

Эта история о дохлых белках, полнолунии, пятнице тринадцатого числа, а также о рыжих и пердунах. Позвольте мне начать с дохлых белок.

Когда я на подъездной дорожке к дому обнаружил мертвую белку, было полнолуние, пятница тринадцатого числа месяца и начало еврейского праздника Суккот. Вы думаете, я объехал белку? Ни в коем случае! (Я ведь написал книгу о знаках и предзнаменованиях.)

А тогда был именно такой день — наполненный знаками. Действительно, всю ту неделю со мной происходили странные вещи. Первое, о чем я подумал, осторожно припарковав свой автомобиль: что делать с белкой, которая так некстати отошла в мир иной прямо на моей аккуратной подъездной дорожке? Второе: что все это значит? Но ответ на этот вопрос пока мог подождать.

В тот момент белка еще выглядела живой, насколько вообще может выглядеть живой мертвая белка. Я решил, что сначала должен посмотреть, не задело ли ее трупик колесо чьей-нибудь машины, возможно, даже моей. А это значило, что надо было перевернуть тельце.

Не знаю, приходилось ли вам когда-нибудь возиться с дохлыми белками, но мне до того момента не случалось. Я не каждый день имел дело с их трупами и впервые видел вблизи подобное. Задачу усложнял тот факт, что появление этой, еще недавно живой, белки на моей подъездной дорожке стало кульминацией предшествующих шести-семи дней, во время которых со мной происходили загадочные события.

Начать можно хотя бы с того, что меня буквально преследовала сплошная загазованность, где бы я ни оказался. Имейте в виду: эти газы испускал не я, а огромное количество людей, которые меня окружали. Куда бы я ни отправился — в книжный магазин, супермаркет, отель, — везде (и даже в собственном автомобиле, когда я брал попутчика) меня обдавали газы злостных газоиспускателей. Не исключено, что в то время на небе была какая-нибудь астрологическая конфигурация — какой-нибудь Уран в неудачном созвездии. Так или иначе, за неделю до находки на подъездной дорожке моим единственным убежищем, зоной, свободной от невыносимых запахов, был лишь мой дом, в котором если меня кто и обдавал «ароматами», так только кошка Стелла.

Однако за те семь дней я столкнулся не только с огромным количеством пердунов. Я прыгал и крутился, как белка в колесе: быстро говорил, носился туда-сюда, дописывал какие-то проекты, неспособный уже ни к чему, кроме как к очередной депрессии из-за того, что ничего не успевал. Естественно, расплата наступила в виде тревожности и чувства вины. Кому нужны кредиторы с такими чувствами?

Я решил поговорить об этом с моим братом Полом; он живет в Чикаго. Пола можно назвать наполовину реформированным трудоголиком. Он знает, что такое добиваться своего, и упорно идет к цели. Он посоветовал мне, поскольку я и так толком ничего не делаю, расслабиться и просто наслаждаться ситуацией. Вместо того чтобы заставлять себя побыстрее завершить проект, стоит попробовать отнестись к поставленной задаче как к игре. Это был отличный совет. Время от времени я теперь даю его и другим.

В ту неделю моя возросшая тревожность была обусловлена также тем, что, как я выяснил, остатки тиража моей первой книги будут распроданы с огромной скидкой, то есть мое литературное творение отправляется к ликвидаторам, в копеечные лавки, где будет стоять на одной полке с дешевым чтивом.

Все это случилось со мной до «Дня белки»: пердуны, конец моей книги, неспособность произвести что-либо стоящее и сопутствующие ей тревога и чувство вины. И вот на пути — мертвое пушистое существо. Это мог бы быть сон — но все произошло в реальности.

 

Один из способов попытаться размыть границу между сознанием бодрствования и сознанием сновидения — замечать присутствие в жизни чего-либо странного, необычного или нелогичного. Ниже приводятся некоторые методы, помогающие настроиться на то, чтобы замечать элементы сновидческого сознания в часы бодрствования.


Это сон или не сон?


1. Поразмышляйте о каком-либо странном или необычном опыте, который довелось пережить. Странным или необычным вы можете посчитать все что угодно. Лично для меня это то, что не укладывается в привычную картину мира. Необязательно, что это будет нечто эффектное, сверхнеобычное.


2. Запишите этот опыт, как если бы вы записывали сон. По возможности запишите этот случай как можно более подробно, думая при этом о нем, как о сновидении.


3. В течение нескольких дней записывайте ваши необычные переживания. Тщательно записывайте все необычное, что случается, оставаясь при этом бдительными к новому необычному опыту. Потом дайте себе передышку.


Фактор чуркендуса


Почти сорок лет тому назад Бен Росс Беренберг опубликовал историю о чуркендусе7, невообразимом создании, в котором можно было одновременно найти черты цыпленка, утки, индюшки и гуся. Неудивительно, что за свой более чем странный облик чуркендус подвергался нападкам и насмешкам. Оно (ведь мы не знаем с точностью, он это был или она) действительно выглядело очень необычно. Другие птицы на скотном дворе — курицы, утки, индюшки и гуси сочли, что это нелепое создание недостойно их общества. Слишком странно выглядит, а потому не может стать одним из членов их семьи.


Но чуркендус был славным малым! На любые насмешки и оскорбления он всегда отвечал одинаково: «Ну, это все зависит от того, как посмотреть». И вскоре животные стали понимать, что необычный не значит плохой. Он другой — да, но — не плохой. И они приняли чуркендуса таким, какой он есть.


Какова мораль этой сказки? Все зависит от того, как ты воспринимаешь мир. Свойство разума — делать окружающее «нормальным» для того, чтобы мы могли воспринимать его, и неважно при этом, сколько чуркендусов вокруг. В повседневной жизни мы можем видеть необычные и странные явления, и как только мы начинаем это делать, то подходим ближе к миру сновидений.


Вот несколько советов, которые помогут заметить необычные и таинственные вещи.


1. Выберите какую-нибудь обычную ситуацию. Что может быть более привычным, чем очередь в кассу супермаркета? Или толпа людей, спешащих на работу и возвращающихся с нее? Все это примеры жизненной рутины, обычных ситуаций.


2. Выбрав подобную ситуацию, приглядитесь в следующий раз к ней внимательнее. Наблюдайте за ней. как если бы вы были антропологом. Представьте, что наблюдаете привычки человеческих существ во всем их многообразии.


3. Найдите в этой ситуации такие ее составляющие, которые могут показаться странными. Следите за происходящим с позиции наблюдателя и отмечайте все, что покажется странным. Помните: мы принимаем на себя некие обязательства, когда оказываемся в час пик на оживленном проспекте, совершаем покупки, смотрим телевизор — в общем, занимаемся любыми подобными повседневными делами. Но если притвориться, что нет таких обязательств, что мы будем просто наблюдателями, то все происходящее приобретает новый оттенок.


4. Опишите наблюдаемую ситуацию с новой точки зрения. Мы помним о том, что записи помогают проникать в суть вещей. Вот пример: «Далеко за пределами Галактики мы открыли новую планету, на которой обитают высокоразумные существа. В их жилищах обнаружены небольшие пушистые создания, очевидно, находящиеся в неких симбиотических отношениях с этими разумными существами.


Покрытые мехом создания бывают разных расцветок: от коричневых или черных до однотонных или полосатых. Разумные существа регулярно берут их на руки, по-видимому, чтобы те начали производить специфический звук, похожий на урчание работающего мотора, который оказывает на разумных существ успокаивающее действие. В настоящее время природа действия моторчика меховых существ неизвестна. Но достоверно одно: эти крохотные твари не всегда доступны разумным существам — по всей видимости, они обладают некой независимостью, что еще требует изучения и объяснения».


Звучит очень знакомо, правда? Это вроде бы оторванное от реальной жизни описание очень точно характеризует семьи, в которых держат кошек.

Пробуждение во сне

Как мы можем использовать обычное сознание в состоянии сна? В сновидениях мы, как кажется, очень далеки от возможностей рассудочного контроля. Один из студентов на семинаре, посвященном снам, заметил, что после пробуждения мы можем вспомнить свое сновидение, а вот реальный мир, когда мы спим, будто бы полностью исчезает, словно растворяясь в сознании сновидения.

Попытку привнести сознание бодрствования в сновидения сделал Стивен Лаберж и его коллеги. Такие сновидения были названы люцидными, или осознанными. И хотя работы Лабержа по данному вопросу считаются одними из первых, известно, что подобной практикой человечество занималось веками.

Люди давно поняли: то, что они делают в бодрствующем состоянии, может отражаться в их снах. Вождь народа тикопия, проживающего на Соломоновых островах в Тихом океане, смог таким образом разгадать причину ночного кошмара. В сновидении за ним гнались, а он не мог бежать, поскольку ноги были связанными. Этот кошмар преследовал вождя до тех пор, пока он не внес в сон свое сознание бодрствования. Позже он рассказал, что понял: бежать во сне можно, только когда спишь с выпрямленными ногами. Вождь впустил в сновидение сознание бодрствования и смог справиться с кошмаром.

 

Люцидное пробуждение: упражнение в ясности


Нет таких универсальных магических настоек или техник, благодаря которым мы сможем начать осознавать свои сны, так как каждый человек уникален. Каждому придется найти свой способ проникновения в сновидение.


Но есть один важный компонент во всем многообразии многочисленных люцидных техник: настойчивость. Чем больше внимания мы будем уделять процессу, чем дольше будем пытаться сохранить в сновидении сознание, тем более вероятно, что усилия увенчаются успехом.

Иногда лучше всего срабатывают косвенные подходы. Что произойдет, если мы начнем работать над тем, чтобы осознавать сон в бодрствующем состоянии, а затем неожиданно выйдем в люцидное сновидение? Ниже приводится одна из возможных техник достижения такого состояния.

1. Проведите день так, как если бы вам снилось все происходящее. Вплоть до момента, когда вы «проснетесь», то есть отправитесь в постель. Расценивайте все явления и события дня — и обычные, и не очень — как участников вашего сновидения.

2. Задним числом напоминайте себе в течение дня о том, что все происходящее с вами — будто бы — сон. Одновременно думайте о том, что хотите сохранить свое осознание во сне. Наблюдайте за тем, как вы чистите зубы, принимаете пищу, спускаетесь по лестнице, и думайте о том, что вы производите все эти действия во сне.


3. Вечером дайте себе обратную установку. Когда будете ложиться спать, скажите себе, что просыпаетесь. Попробуйте выполнять это упражнение в течение нескольких дней, обращая особое внимание на результаты и переживания, полученные днем и ночью.


Использование в сновидении рук


В 1867 году французский ученый Эрве де Сен-Дени опубликовал книгу о сновидениях, в которой он пишет о феномене, известном сейчас как осознанные сны. По неизвестной причине он публикует труд анонимно. Возможно, Сен-Дени опасался неоднозначной реакции коллег. Или же не хотел связывать свое имя с различного рода надувательством и лживыми теориями, которые в то время, да и в наши дни, окружали феномен сновидений.


Мсье Сен-Дени провел множество лет в попытках перенести свое обычное сознание в сновидения и стал поистине мастером различных техник, которые позволяли достигать желаемого. Один из его излюбленных способов заключался в следующем: надо было во сне перевести все внимание на руки и закрыть ими обзор внутреннему зрению. После этого он мог закреплять свое внимание на любых объектах и событиях сна, каких только желал.


Привожу еще одну технику, которая может помочь научиться переносить свое осознание в сновидения.


1. Настройтесь перед сном на то, что будете осознавать все происходящее во сне. Как обычно, намерение является самым важным условием работы со сновидениями. Без него ничего не получится. Перед тем как лечь спать, скажите себе, что сохраните во сне сознательный контроль. Вы можете громко произнести эти слова или написать их, а лучше всего будет сделать и то и другое.


2. Скажите себе, что во сне вы посмотрите на свои руки. Очень легко посмотреть на свои руки в бодрствующем состоянии. Если удастся сделать это в сновидении, то можете сказать, что сумели осознать себя во сне.


3. Попробуйте выполнять это задание в течение нескольких ночей. Возможно, сразу получится увидеть руки, а может быть, достижение результата потребует времени. Помните, что существенную часть жизни мы проводим во сне, а сознание бодрствования отстоит от сознания сновидения.


4. Будьте скромными в своих целях. Если удастся привнести осознание в сновидение, уже одно это можно считать достижением. Не ставьте перед собой задачи начать немедленно после этого летать, проходить сквозь стены или менять в сновидениях курс истории человечества. Продолжайте работать над осознанием снов!

Охота за сновидениями

В культуре индейцев племени крик переход из бодрствования в сон не пассивное состояние, а активное. Это выражено даже в их языке: индеец племени, отправляющийся спать, говорит: «Я собираюсь поохотиться на сон». То есть здесь сновидец рассматривается как охотник за сновидением.

У многих народностей целители используют в своей практике осознанные, или люцидные, сновидения. Например, предсказатели и целители племени индейцев-чероки осознанно ищут причину болезни в управляемых сознанием снах. А шаманы индейцев Межгорного плато известны умением по своему усмотрению входить в мир сновидении.

Способность видеть осознанные сны является важной частью духовности тибетцев. Она входит в тибетскую практику медитации и предсказаний уже тысячи лет.

ИСТОРИЯ-СОН

В сновидении «Я» оказывался в одном и том же месте, которое, как думаю, не существует в реальности в том же виде, в каком было в моем сне.

Северную часть Ныо-Иорка опоясывают многочисленные шоссе и автомагистрали. В моем сне это место превращается в бесконечно запутанное дорожное «спагетти», в котором я теряюсь. Если во сне я еду на машине, то обязательно теряю дорогу. Если просто прохаживаюсь по этой части города, то непременно заблужусь. И то же самое происходит во сне, если я еду в эту часть города на метро. В сновидении эта конкретная территория превращается в настоящий Бермудский треугольник.

На этот раз мне приснилось, что я еду в метро с тремя подростками и у меня с собой чемодан, полный ценных вещей. Мы вчетвером вышли на станции, где я обычно терялся. Я оставил своих спутников с чемоданом и отправился спросить у кого-нибудь дорогу. Когда я вернулся, и попутчики, и багаж исчезли.

Содержание некоторых сновидений кажется настолько реальным, что, проснувшись, не сразу понимаешь, что все происшедшее случилось во сне. Порой после пробуждения требуется секунда-другая, чтобы понять: это был сон.

Подобные сновидения нельзя назвать кошмарами, но в то же время они достаточно тревожны. Когда я учился в колледже, мне часто снился сон, будто я опоздал на экзамен. Я просыпался и понимал, что ничего не проспал, так как сегодня нет экзамена. Когда я стал преподавателем, меня начали преследовать сновидения, в которых я должен был вести абсолютно незнакомый мне курс или сдавать экзамен по предмету, который прогуливал. В одном из таких повторяющихся сновидений я пытался получить диплом об окончании колледжа, пропустив все занятия по ряду предметов. Каждый раз я просыпался с ощущением полной реальности происходящего.

Тревожным сновидением был и сон о метро и утерянном чемодане. В этом сне я всегда ощущал, как нарастает тревога. Мои ценности пропали, а так называемые попутчики исчезли. После таких сновидений я все время испытывал настоящую тревогу наяву.

Но однажды ночью что-то произошло. В сновидении я сказал себе что-то вроде: «Не стоит беспокоиться. Это сон». Вот и все. Я не нашел чемодан. Я не встретил попутчиков. Я даже не нашел дороги. Но я напомнил себе о том, что это — сон. И когда проснулся, я не испытывал ни малейшей тревоги. Это помогло открыть для себя одну важную вещь.

Спустя несколько недель я увидел еще одни повторяющийся сон, аналогичный тем, что часто снятся и другим людям. Мне снилось, будто я присутствую на собрании — абсолютно голый, но этого никто не замечает, пока я сижу в своем кресле. Аудитория большая, и потому надо встать, чтобы пройти к кафедре и представить свой проект. Это обстоятельство создавало все условия для высокой тревожности, но я сделал то, что не удавалось раньше, а именно: напомнил себе, поднявшись с кресла, что все происходящее — сон. После этого исчезла тревожность в моем сновидении, я не испытал тревогу, проснувшись.

 

Необязательно повторяющиеся сны будут кошмарными или тревожными. Иногда в сновидениях мы совершаем одни и те же действия, а иногда оказываемся в одних и тех же местах. Тут следует сделать важное замечание. Повторяющиеся сны нам знакомы, а поскольку они известны, то появляется возможность лучше себя осознавать в них. В таких сновидениях осознание может быть гораздо выше, чем в обычных снах.


1. Выберите один из повторяющихся снов. Вспомните навязчивое сновидение. Если кажется, что таких снов не было, подумайте снова, более тщательно. Важно, чтобы сновидение не пугало и

не было источником тревожности, поскольку тогда будет легче осознать себя в этом сне.


1. Запишите этот сон в дневник. Я снова напоминаю о необходимости делать записи, ибо в этом случае информация может приобрести совсем иные оттенки.


2. Пообещайте себе постараться осознать себя в вашем повторяющемся сновидении. Произнесите эти слова вслух. Запишите намерение. Держите его постоянно в уме. Только не следует принуждать к чему-либо ни себя, ни сновидение. Речь идет не о том, чтобы подчинить сон, а о том, чтобы попытаться осознать себя в сновидческой реальности.


Повторяющиеся сны похожи на топтание на одном месте. В сюжете таких сновидений мы переживаем одни и те же ситуации снова и снова. Как только мы сможем осознать себя в подобных снах, мы получим возможность изменить ход сновидения, и, поверьте мне, это потрясающе!


Ясное пробуждение: творческое мечтание


Давайте попробуем снова размыть границу между сознаниями бодрствования и сновидения. Если возможно переносить сознание бодрствования в сновидения, то возможно и обратное — перенос сновидческого сознания в бодрствование. Наши мечты похожи на сон, а точнее, на повторяющийся сон, так как большинство мечтаний имеет повторяющийся характер: в них та же интрига, те же участники и та же концовка. Мечты помогают сбежать от скуки. Возможно, впервые мы начинаем осознанно мечтать в школе, дожидаясь звонка на перемену. Многие продолжают мечтать и на работе. Мечты — это средство ухода от реальности.


Ну а что, если помечтать осознанно? Увидеть сон наяву, который перенесет нас в новые места? Мы можем пережить подобное точно так же, как обычное сновидение.


1. Выберите время и место, в котором вас никто не потревожит.

Творческое мечтание требует усиленной концентрации внимания, поэтому найдите тихое место и выберите такое время, когда вас никто не сможет отвлечь. В отличие от обычных мечтаний творческое не ставит перед собой целью увести вас куда-нибудь. Наоборот, задача — оказаться в том месте, о котором вы будете мечтать.


2. Закройте глаза. Если у вас есть какой-то свой метод расслабления — смело используйте его, но обязательно закройте глаза.

Зрение может отвлекать, а в процессе творческого мечтания ничто не должно мешать. Можно сделать несколько глубоких вдохов, медленно втягивая носом воздух и медленно выдыхая ртом.


3. Представьте то, что вы уже давно хотели сделать, но так пока и не сделали. Не просто думайте — активно воображайте себе желаемое. Чем более четкими будут образы, тем лучше.


4. Сделайте то, что вы давно хотели сделать. В этом вся суть. В своих мечтах мы можем делать что угодно, очутиться в любом месте. Можем путешествовать сквозь Пространство и Время. При этом мы не связаны логикой или вопросами целесообразности. Мы можем встретиться с дорогими нам усопшими или пообщаться с теми, кто пока еще не родился. Нет пределов фантазии, кроме тех, что вы себе устанавливаете сами.

И снова попрошу вас быть в мечтах как можно более конкретными. Если, к примеру, вы хотите увидеть Францию, то будьте точнее. Франция достаточно большая страна, и, скажем, ее самый крупный портовый город — Марсель. Мне не доводилось там бывать, но прямо сейчас я могу ощутить легкий морской бриз и специфический запах рыбы. А это сразу переносит меня...


5. Обращайте внимание на все ваши чувства. Одна из проблем визуализации состоит в том, что практикующий ее обычно сосредотачивает все внимание на одном органе чувств — на зрении. Однако во сне мы не только видим. Мы чувствуем, иногда ощущаем запахи и даже касаемся предметов. Безусловно, во сне главнейшим остается зрительный канал восприятия, поскольку мы все приучены считать его основным. Но в упражнении творческого мечтания мы можем использовать все чувства.

В своей мечте о Марселе я позволяю себе не только увидеть береговую линию, но и ощутить запах рыбы, почувствовать кожей ветерок, услышать крик чаек. Чем больше чувств — тем больше красок приобретает мечта.


6. Займитесь исследованием. Изучите то место, в котором вы оказались. Гуляйте, плавайте, летайте. Действуйте.


7. Проделайте это упражнение несколько раз. Мечтание следует практиковать. Чем больше вы будете заниматься, тем лучше будет получаться. И снова повторю: в обычных мечтах мы стремимся, как правило, уйти от некоторой ситуации. Творчески мечтая, мы создаем место, к которому движемся. Это требует времени и усилий. Не останавливайтесь на достигнутом!

Высвобождение из-под контроля

Есть разница между осознаванием снов и управлением ими. Осознавание — состояние не пассивное и не активное. Контроль обладает агрессивным качеством; мы делаем нечто, вынуждая что-либо произойти. Как только попытаемся начать контролировать свои сновидения, мы наложим на сознание сновидения бодрствующий разум. И как только это сделаем — покажем, что не признаем ни одну из сторон.

Следует помнить, что наш разум может научиться гораздо большему у сознания сновидения, чем наоборот. Сны являют собственную правду; они — постоянное напоминание о том, что мы живем в двух реальностях. Сновидения — наши учителя. Иногда в сновидениях нужно быть активным, но при этом помните: это не место для проявления власти и самоуправства.

В первые годы нацистского режима в Германии один психиатр записал сотни сновидений клиентов. Некоторые из этих людей были так напуганы, что им снились сны на английском языке, в которых их разоблачали и предавали. Их страх способствовал тому, что в их сновидениях появилось гестапо. Другим же клиентам снились сны, в которых они искали источник силы и надежды.

Возможно, если бы Третий рейх просуществовал немного дольше, люди потеряли бы даже свое священное пространство сознания сновидения. Нацисты прекрасно осознавали опасность того, что людям свойственны личные чувства и идеи, но и с их точки зрения, правда могла быть только одна: Ein Volk! Ein Kirche! Ein Führer! (Один народ! Одна религия! Один вождь!)

Ну а как насчет снов? Пространство сновидений — единственное, что еще оставалось частным, люди все еще могли видеть сны.

Если чаще путешествовать между реальностью и пространством сновидений, то граница между двумя этими мирами становится проницаемой. Завеса утрачивает непрозрачность. Граница — это место силы, где ждут новые видения, звуки, прикосновения, запахи и вкусы. Уже тысячи лет народы Земли знают о тайне этой пограничной области.

В наш промышленный век, в котором главенствует рассудочный контроль, может показаться, что мы утратили эту часть наследия. Но все же оба царства существуют внутри нас. И чем ближе они сумеют подойти друг к другу, тем более целостными мы станем.

Мы живем и размышляем годами, тогда как бессознательное существует и думает тысячилетия... Так что, даже если происходящее кажется нам необычайно новым, как правило, это очень старая история.

Словно маленькие дети, мы не помним, что произошло вчера. И мы до сих пор живем в удивительном мире, где человек полагает себя необыкновенно и "современным".

Это неопровержимое доказательство молодости человеческого сознания, которое еще не доросло до понимания своего исторического опыта.

Карл Г. Юнг, "Сознание, бессознательное и индивидуация"

Откройся мне и позволь узреть благостный сон. Пусть сон, который я увижу, будет благоприятным, пусть мой сон будет истинным.

Пусть Макхир, богиня сна, стоит у моего изголовья. Позволь мне войти в Эсагилу, храм богов, дом жизни.

Вавилонский покаянный псалом

Далее...

Обновлено (15.09.2019 13:47)

 

Найти на сайте